Сайт управляется системой uCoz


 Программа дисциплины
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







 Программа учебной дисциплины 
«Землеведение и краеведение»
для  специальности 031200 «Педагогика и методика начального обучения»
факультета переподготовки учителей начальных классов

Курс 1 (вторая ступень)





Составитель – Смирнова Т.М.
Утверждена на заседании кафедры «___» __________2011 г.
           Зав.кафедрой                              






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         Программа раздела «Землеведение и краеведение» учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для студентов, обучающихся по специальности  «Педагогика и методика начального образования» в сокращенные сроки, на базе  высшего образования.        Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО ( 2009 г.).
     Согласно учебному плану дисциплина  изучается студентами института на 1 курсе. Общее количество часов, выделенное на освоение содержания раздела - 46.
        Как учебная дисциплина, изучаемая на факультете переподготовки учителей начальных классов, она имеет целью совершенствование знаний по ряду разделов физической географии, важных как теоретическая основа преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе. 
         Раздел «Землеведение и краеведение»  является компонентом учебной дисциплины «Естествознание»   и состоит из двух частей.   В первой части – «Землеведение» – изучаются оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Особое внимание уделяется географической оболочке – её составу, структуре, и свойственным ей особенностям и закономерностям развития, т.е. вопросам общего землеведения, как раздела физической географии.   Вторая часть – «Краеведение» – предполагает дать студентам знания и умения всестороннего изучения своей местности и родного края – Московского региона.
       Таким образом, изучение раздела «Землеведение и краеведение» решает следующие задачи:
•	расширить и углубить знания в области физической географии, полученные студентами при изучении  курса основ естествознания в среднем педагогическом учебном заведении;
•	обобщить и систематизировать основные физико-географические понятия;
•	сформировать знания о географической оболочке как о планетарном  природном комплексе;
•	раскрыть причины и закономерности природных процессов, происходящих в оболочках Земли;
•	установить взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, научить  анализировать природные явления и выявлять степень воздействия  антропогенного фактора на  природные комплексы;
•	сформировать и развить умения и навыки  изучения своего края и использования краеведческих знаний в образовательных и воспитательных целях; 
•	 подготовить студентов к будущей педагогической работе –преподаванию курса «Окружающий мир» в начальных классах, где у младших школьников происходит первичное формирование ряда физико-географических и картографических представлений и понятий. 
        Дисциплина «Землеведение и краеведение» занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Землеведение и краеведение тесно связано с дисциплинами естественного цикла – ботаникой, зоологией, экологией. Освоение дисциплины студентами осуществляется на основе включения в учебный курс большого количества нового фактического материала, который необходим для фундаментализации естественнонаучного образования и совершенствования подготовки учителей на современном научном уровне.
         Содержание практических занятий тесно связано с теоретическим курсом и ориентировано на те вопросы, которые в дальнейшем будут использоваться при проведении уроков «Окружающий мир»,  т.е. имеют профессиональную направленность.
         Полевая практика предусмотренная программой, обеспечивает  связь теории и практической деятельности в природной среде, совершенствует навыки полевых исследований. Экскурсии по  изучению природных комплексов своего края, способствуют накоплению краеведческих знаний и формируют представления о единстве  окружающего мира.
         В процессе изучения дисциплины студенты усваивают основные физико-географические понятия о происхождении Земли, как планеты Солнечной системы, географической (ландшафтной) оболочке и составляющих её геосфер (лито-, гидро-, атмо-, и биосферы) и взаимосвязи между ними. 
          Освоение содержания учебного раздела «Землеведение и краеведение» готовит будущего учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах школы, к осуществлению целенаправленного и методически организованного экологического образования младших школьников, к проведению разнообразной внеклассной работы, в том числе и краеведческой. Выполнение самостоятельных исследовательских работ при изучении курса, подготавливает студентов к использованию в практике обучения младших школьников технологий, развивающих исследовательские, творческие способности детей.  

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        В результате изучения раздела «Землеведение и краеведение» 
студент должен знать:
- о составе, строении, гипотезах происхождения Вселенной, месте в ней                         Солнечной системы и Солнца;
-  характеристику Земли, как планеты;
-  доказательства и следствия шарообразности Земли;
- движения Земли и географическое значение осевого и орбитального вращения;
-  способы и особенности изображения земной поверхности на плане и карте;
-  географические и математические элементы карты;
- основные рельефообразующие процессы и основные формы рельефа суши и дна Мирового океана; 
- основные этапы развития планеты,  геохронологию;
- происхождение гидросферы и значения круговорота воды в природе;
- состав Мирового океана, химический состав и свойства воды, виды движения воды в Мировом океане и их значение;
- воды суши, подземные воды – их происхождение,  классификацию и хозяйственное значение;
- значение атмосферы, её состав и строение;
- формирование атмосферного давления, закономерности циркуляции атмосферы;
- типы погоды, причины их формирования; 
- о причинах образования и разнообразии климатов   Земли;
- почвообразующие процессы, характеристики почвы как особого природного тела;
- сущность и педагогическое значение краеведения, географию своего края, методы и приёмы осуществления краеведческого принципа в преподавании «Окружающего мира»;
- географическую номенклатуру в пределах, необходимых для обучения младших школьников.

 Студент должен уметь:
- ориентироваться на местности с помощью компаса и плана;
- проводить простейшую глазомерную съёмку и составлять топографический план местности;
- определять географические координаты пунктов, использовать различные виды масштаба для измерений расстояний на карте;
-  объяснять смену времён года и изменение продолжительности светлой и тёмной части суток в течение года;
-  распознавать  основные минералы и горные породы и их свойства;
- проводить изучение почв – различать почвенные горизонты и составлять их описание;
-  обнаруживать в природе  современные геоморфологические процессы, антропогенное воздействие на элементы природы.
- определять направление и скорость течения реки;
- проводить метеорологические наблюдения  и обрабатывать  их результаты;
- привлекать Интернет-ресурсы в освоении дисциплины;
- работать  с разнообразными приборами и оборудованием;
- описывать  природно-территориальные комплексы своего края.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛА

       Введение. Место землеведения в системе наук о природе и значение для профессиональной подготовки учителя начальной школы.
       Географическая оболочка – предмет общего землеведения. Особенности и закономерности развития географической оболочки.
       Земля и Вселенная. Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной, Солнечной системы и Солнца, Земли и других планет (И.Кант, П. Лаплас, О.Ю. Шмидт). Сравнительная характеристика планет Солнечной системы. Луна – спутник Земли, вращение вокруг своей оси и вокруг Земли, фазы Луны. Фигура и размеры Земли. Географические следствия формы Земли. 
        Движение Земли. Вращение Земли вокруг оси и его следствия: смена дня и ночи, отклонения движущихся тел, образования приливной волны в Мировом океане, изменение времени на различных меридианах, часовые пояса, время местное, поясное, декретное (летнее, зимнее). 
        Годовое вращение Земли, орбита Земли. Смена времён года. Календарь.
        План и карта. Понятие о географической карте и плане. Сходство и различия плана и карты. Географические и математические элементы карты. Масштаб, виды масштаба. Градусная сеть.  Географический и магнитный меридиан. Понятие о картографических проекциях, типы проекций  и виды искажений на картах. Классификация карт. Условные знаки и обозначения.  Чтение и работа с картами.
        Внутреннее строение Земли. Литосфера. Земная кора, мантия, ядро и значение происходящих в них процессов для развития географической оболочки. Литосферные плиты, основы плитотектоники. Основные структурные элементы земной коры и их эволюция – плиты, платформы, геосинклинали. 
        Возраст Земли. Геологическое исчисление. Геохронологическая таблица.
        Рельеф земной поверхности. Основные рельефообразующие процессы. Тектонические движения земной коры – колебательные, складчатые, разрывные. Землетрясения, вулканизм - закономерность их распределения на Земле и значение в географическое оболочке. 
         Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание. Работа ветра, снега, льда, текучих поверхностных и подземных вод. 
         Главные планетарные формы рельефа. Рельеф дна океана. Рельеф суши.
         Минералы и горные породы. Понятие минерала. Физические свойства минералов. Общие представления о классификации минералов, их разнообразия. 
         Горные породы. Классификация горных пород по происхождению: магматические (излившиеся и внедрившиеся), осадочные (обломочные, органогенного и химического происхождения), метаморфические горные породы. 
        Рудные и нерудные полезные ископаемые.
         Гидросфера. Понятия о гидросфере как одной их сфер Земли. Гипотезы  происхождении гидросферы. Структура гидросферы. Состояния воды в природе. Круговороты воды на Земле. Водные ресурсы.
        Мировой океан и его части. Значение Мирового океана. Свойства воды Мирового океана (соленость, плотность, цвет, прозрачность, электропроводность, газоносность, радиоактивность). Движения воды в Мировом океане – течения, волны, приливы и отливы, цунами; их географическое значение.
        Воды суши. Подземные воды, их  классификация по условиям образования – грунтовые, межпластовые. Источники (артезианские, тёплые, минеральные, гейзеры). Роль подземных вод в природе, использование человеком. Охрана подземных вод. 
        Реки. Питание и режим. Работа рек. Речная эрозия. Аккумулятивная деятельность рек. Речные долины, речные системы. Значение рек и использование в жизни человека. 
        Озёра, классификация озёр по происхождению их котловин (тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные) и по режиму питания (сточные и бессточные), солёные и пресные.
         Болота, условия образования и питания – верховые и низинные. 
        Ледники – горные и материковые. Образование айсбергов.
        Атмосфера. Понятия об атмосфере, её значение, состав и строение. Состав и свойства воздуха.
        Нагревание атмосферы, солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная. Зависимость солнечной радиации от угла падения солнечных лучей. Распределение температуры по поверхности Земли.
        Вода в атмосфере – абсолютная и относительная влажность. Конденсация и сублимация водяного пара у земной поверхности – роса, изморозь, иней, туман, гололёд и в свободной атмосфере – облака. Типы облаков. Грозные явления в атмосфере: гроза, град, смерч, ураган, тайфун. Основные закономерности распределение осадков по поверхности Земли. Измерение осадков.
        Давление атмосферы. Измерение давления. Особенности распределения атмосферного давления на земной поверхности. Изменения давления с высотой. Ветер, скорость и направление. Типы ветров – бризы, муссоны, пассаты. Общая циркуляция атмосферы – особенности циркуляции атмосферы в экваториальных и тропических широтах (пассаты и экваториальные муссоны), циркуляцию атмосферы в умеренных широтах – господство западного переноса, циклоны и антициклоны.
         Погода и климат. Понятие о погоде. Элементы погоды. Воздушные массы, их типы и фронты. Наблюдения и предсказания погоды. Типичные признаки изменения погоды своей местности по временам года. Охрана чистоты воздуха. Климатообразующие факторы. Типы климатов.
         Биосфера. Общее понятие о биосфере. Возникновения и развитие жизни на Земле. Связь живых организмов с неживой природой. Общая характеристика экологических факторов среды. Приспособление организмов к среде обитания. Природная зональность: широтная, вертикальная.
          Почва  как особое природное тело. Факторы почвообразования. Состав и структура почвы. Почвенный разрез. Характеристика типов почв по природным зонам: тундрово-глеевые,   подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, сероземы.
          Краеведение. Содержание и педагогическое значение краеведения. Организационные формы краеведения – государственно, учебное (школьное и вузовское), общественное. Школьное краеведение и его задачи. Методы краеведческого изучения своей местности. Организационные формы краеведческой работы в школе (экскурсии, походы, кружки).
           География своей области (края). Географическое положение. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат, характеристика сезонов года. Поверхностные воды: реки, озёра, болота. Почвенно-растительный покров и животный мир. Охраняемые территории (заповедники, заказники, лесхозы). Население. Хозяйство (ведущие отрасли промышленности и сельское хозяйство) и транспорт.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Никонова М.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / М.А.Никонова, П.А.Данилов.- 3 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-220 с.
2.Никонова М.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. Заведений / М.А.Никонова, П.А.Данилов.- М.: Издательский центр «Академия» 2001.-144с.
3. Никонова М.А.Краеведение: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений /М.А.Никонова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-188 с.
4.Москвоведение. География Москвы и Московской области. Пособие для учащихся 8-9 классов/ Под. ред. А.И.Алексеева. - М.: Экопрос, 1996.-304 с.
5.Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу / А.Л. Филоненко-Алексеева, А.С.Нехлюдова, В.И. Севастьянов.-  М.: Владос, 2000.- 384 с.

Дополнительная:
1. Битюкова В.Р. Москвоведение. Экология Московского региона. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов / В.Р. Битюкова, И.Н.Волкова, В.Г.Глушкова  и др.- М.: Экопрос, 1995.- 208 с.
2. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: От хаоса до человека / К.Ю.Еськов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.- 312 с.
3.Иванова Т.С. Эколого-географическая характеристика Московского региона: Учебно-методическое пособие/ Т.С.Иванова. – М.: УЦ Перспектива, 2008.- 144 с.
4.Клепинина З.А. Край Московский: Природа Московской области / З.А. Клепинина.  – М. : Ювента, 2004.- 112 с.
5.Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России / Е.Ю. Колбовский. –Ярославль: Академия развития, 2004.- 288 с.
6.Краеведение: Пособие для учителя / Под  ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.
7.Мильков Ф.Н. Общее землеведение /Ф.Н. Мильков. - М.: Высшая школа, 1990.-325 с. 
8.Мильков Ф.Н. Словарь-справочник по физической географии / Ф.Н. Мильков.- 2 изд.-  М.: Мысль, 1980.- 344 с.
 9. Обручев В.А. Занимательная геология / В.А.Обручев.- 2 изд.- М.: Наука, 1965.-344 с.
10. Раковская Э.М.Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя / Э.М. Раковская, Н.Н. Родзевич.- М.:Просвещение,1997.- 191 с.
 11.Селиверстов Ю.Н. Землеведение / Ю.Н. Селиверстов, А.А. Бобков.-    Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.

Интернет-ресурсы
1. htth: //www. national – geographic.ru
2. http: //www.gao.spb.ru/Russian 
3. http: //www.ocean/ru
4. http: //www/pogoda.ru
5. http: //www.weather/com
6. http: //www.nature/com

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Для обеспечения данного раздела дисциплины «Естествознание» необходимы:
 - аудитория, оборудованная для использования в учебном процессе и хранения различных учебных пособий;
-  картографические средства обучения: географические карты -  физическая и экономическая карты своей области, физическая карта мира, климатическая карта, карта природных зон мира и России, карта полушарий;  географические атласы; топографическая карта, глобусы;
-  демонстрационные и раздаточные образцы и коллекции горных пород и минералов; образцы почв;
- географические приборы (компасы, термометры, барометр, флюгер) и оборудование (планшеты, визиры, рулетки и т.д.) ;
 -  технические средства, в том числе, видео-, теле- и проекционная аппаратура, фотоаппаратура.






На главную стр.