Программа дисциплины МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа учебной дисциплины «Землеведение и краеведение» для специальности 031200 «Педагогика и методика начального обучения» факультета переподготовки учителей начальных классов Курс 1 (вторая ступень) Составитель – Смирнова Т.М. Утверждена на заседании кафедры «___» __________2011 г. Зав.кафедрой ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа раздела «Землеведение и краеведение» учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» в сокращенные сроки, на базе высшего образования. Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО ( 2009 г.). Согласно учебному плану дисциплина изучается студентами института на 1 курсе. Общее количество часов, выделенное на освоение содержания раздела - 46. Как учебная дисциплина, изучаемая на факультете переподготовки учителей начальных классов, она имеет целью совершенствование знаний по ряду разделов физической географии, важных как теоретическая основа преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе. Раздел «Землеведение и краеведение» является компонентом учебной дисциплины «Естествознание» и состоит из двух частей. В первой части – «Землеведение» – изучаются оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Особое внимание уделяется географической оболочке – её составу, структуре, и свойственным ей особенностям и закономерностям развития, т.е. вопросам общего землеведения, как раздела физической географии. Вторая часть – «Краеведение» – предполагает дать студентам знания и умения всестороннего изучения своей местности и родного края – Московского региона. Таким образом, изучение раздела «Землеведение и краеведение» решает следующие задачи: • расширить и углубить знания в области физической географии, полученные студентами при изучении курса основ естествознания в среднем педагогическом учебном заведении; • обобщить и систематизировать основные физико-географические понятия; • сформировать знания о географической оболочке как о планетарном природном комплексе; • раскрыть причины и закономерности природных процессов, происходящих в оболочках Земли; • установить взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, научить анализировать природные явления и выявлять степень воздействия антропогенного фактора на природные комплексы; • сформировать и развить умения и навыки изучения своего края и использования краеведческих знаний в образовательных и воспитательных целях; • подготовить студентов к будущей педагогической работе –преподаванию курса «Окружающий мир» в начальных классах, где у младших школьников происходит первичное формирование ряда физико-географических и картографических представлений и понятий. Дисциплина «Землеведение и краеведение» занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Землеведение и краеведение тесно связано с дисциплинами естественного цикла – ботаникой, зоологией, экологией. Освоение дисциплины студентами осуществляется на основе включения в учебный курс большого количества нового фактического материала, который необходим для фундаментализации естественнонаучного образования и совершенствования подготовки учителей на современном научном уровне. Содержание практических занятий тесно связано с теоретическим курсом и ориентировано на те вопросы, которые в дальнейшем будут использоваться при проведении уроков «Окружающий мир», т.е. имеют профессиональную направленность. Полевая практика предусмотренная программой, обеспечивает связь теории и практической деятельности в природной среде, совершенствует навыки полевых исследований. Экскурсии по изучению природных комплексов своего края, способствуют накоплению краеведческих знаний и формируют представления о единстве окружающего мира. В процессе изучения дисциплины студенты усваивают основные физико-географические понятия о происхождении Земли, как планеты Солнечной системы, географической (ландшафтной) оболочке и составляющих её геосфер (лито-, гидро-, атмо-, и биосферы) и взаимосвязи между ними. Освоение содержания учебного раздела «Землеведение и краеведение» готовит будущего учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах школы, к осуществлению целенаправленного и методически организованного экологического образования младших школьников, к проведению разнообразной внеклассной работы, в том числе и краеведческой. Выполнение самостоятельных исследовательских работ при изучении курса, подготавливает студентов к использованию в практике обучения младших школьников технологий, развивающих исследовательские, творческие способности детей. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения раздела «Землеведение и краеведение» студент должен знать: - о составе, строении, гипотезах происхождения Вселенной, месте в ней Солнечной системы и Солнца; - характеристику Земли, как планеты; - доказательства и следствия шарообразности Земли; - движения Земли и географическое значение осевого и орбитального вращения; - способы и особенности изображения земной поверхности на плане и карте; - географические и математические элементы карты; - основные рельефообразующие процессы и основные формы рельефа суши и дна Мирового океана; - основные этапы развития планеты, геохронологию; - происхождение гидросферы и значения круговорота воды в природе; - состав Мирового океана, химический состав и свойства воды, виды движения воды в Мировом океане и их значение; - воды суши, подземные воды – их происхождение, классификацию и хозяйственное значение; - значение атмосферы, её состав и строение; - формирование атмосферного давления, закономерности циркуляции атмосферы; - типы погоды, причины их формирования; - о причинах образования и разнообразии климатов Земли; - почвообразующие процессы, характеристики почвы как особого природного тела; - сущность и педагогическое значение краеведения, географию своего края, методы и приёмы осуществления краеведческого принципа в преподавании «Окружающего мира»; - географическую номенклатуру в пределах, необходимых для обучения младших школьников. Студент должен уметь: - ориентироваться на местности с помощью компаса и плана; - проводить простейшую глазомерную съёмку и составлять топографический план местности; - определять географические координаты пунктов, использовать различные виды масштаба для измерений расстояний на карте; - объяснять смену времён года и изменение продолжительности светлой и тёмной части суток в течение года; - распознавать основные минералы и горные породы и их свойства; - проводить изучение почв – различать почвенные горизонты и составлять их описание; - обнаруживать в природе современные геоморфологические процессы, антропогенное воздействие на элементы природы. - определять направление и скорость течения реки; - проводить метеорологические наблюдения и обрабатывать их результаты; - привлекать Интернет-ресурсы в освоении дисциплины; - работать с разнообразными приборами и оборудованием; - описывать природно-территориальные комплексы своего края. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛА Введение. Место землеведения в системе наук о природе и значение для профессиональной подготовки учителя начальной школы. Географическая оболочка – предмет общего землеведения. Особенности и закономерности развития географической оболочки. Земля и Вселенная. Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной, Солнечной системы и Солнца, Земли и других планет (И.Кант, П. Лаплас, О.Ю. Шмидт). Сравнительная характеристика планет Солнечной системы. Луна – спутник Земли, вращение вокруг своей оси и вокруг Земли, фазы Луны. Фигура и размеры Земли. Географические следствия формы Земли. Движение Земли. Вращение Земли вокруг оси и его следствия: смена дня и ночи, отклонения движущихся тел, образования приливной волны в Мировом океане, изменение времени на различных меридианах, часовые пояса, время местное, поясное, декретное (летнее, зимнее). Годовое вращение Земли, орбита Земли. Смена времён года. Календарь. План и карта. Понятие о географической карте и плане. Сходство и различия плана и карты. Географические и математические элементы карты. Масштаб, виды масштаба. Градусная сеть. Географический и магнитный меридиан. Понятие о картографических проекциях, типы проекций и виды искажений на картах. Классификация карт. Условные знаки и обозначения. Чтение и работа с картами. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Земная кора, мантия, ядро и значение происходящих в них процессов для развития географической оболочки. Литосферные плиты, основы плитотектоники. Основные структурные элементы земной коры и их эволюция – плиты, платформы, геосинклинали. Возраст Земли. Геологическое исчисление. Геохронологическая таблица. Рельеф земной поверхности. Основные рельефообразующие процессы. Тектонические движения земной коры – колебательные, складчатые, разрывные. Землетрясения, вулканизм - закономерность их распределения на Земле и значение в географическое оболочке. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание. Работа ветра, снега, льда, текучих поверхностных и подземных вод. Главные планетарные формы рельефа. Рельеф дна океана. Рельеф суши. Минералы и горные породы. Понятие минерала. Физические свойства минералов. Общие представления о классификации минералов, их разнообразия. Горные породы. Классификация горных пород по происхождению: магматические (излившиеся и внедрившиеся), осадочные (обломочные, органогенного и химического происхождения), метаморфические горные породы. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Гидросфера. Понятия о гидросфере как одной их сфер Земли. Гипотезы происхождении гидросферы. Структура гидросферы. Состояния воды в природе. Круговороты воды на Земле. Водные ресурсы. Мировой океан и его части. Значение Мирового океана. Свойства воды Мирового океана (соленость, плотность, цвет, прозрачность, электропроводность, газоносность, радиоактивность). Движения воды в Мировом океане – течения, волны, приливы и отливы, цунами; их географическое значение. Воды суши. Подземные воды, их классификация по условиям образования – грунтовые, межпластовые. Источники (артезианские, тёплые, минеральные, гейзеры). Роль подземных вод в природе, использование человеком. Охрана подземных вод. Реки. Питание и режим. Работа рек. Речная эрозия. Аккумулятивная деятельность рек. Речные долины, речные системы. Значение рек и использование в жизни человека. Озёра, классификация озёр по происхождению их котловин (тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные) и по режиму питания (сточные и бессточные), солёные и пресные. Болота, условия образования и питания – верховые и низинные. Ледники – горные и материковые. Образование айсбергов. Атмосфера. Понятия об атмосфере, её значение, состав и строение. Состав и свойства воздуха. Нагревание атмосферы, солнечная радиация, прямая, рассеянная, суммарная. Зависимость солнечной радиации от угла падения солнечных лучей. Распределение температуры по поверхности Земли. Вода в атмосфере – абсолютная и относительная влажность. Конденсация и сублимация водяного пара у земной поверхности – роса, изморозь, иней, туман, гололёд и в свободной атмосфере – облака. Типы облаков. Грозные явления в атмосфере: гроза, град, смерч, ураган, тайфун. Основные закономерности распределение осадков по поверхности Земли. Измерение осадков. Давление атмосферы. Измерение давления. Особенности распределения атмосферного давления на земной поверхности. Изменения давления с высотой. Ветер, скорость и направление. Типы ветров – бризы, муссоны, пассаты. Общая циркуляция атмосферы – особенности циркуляции атмосферы в экваториальных и тропических широтах (пассаты и экваториальные муссоны), циркуляцию атмосферы в умеренных широтах – господство западного переноса, циклоны и антициклоны. Погода и климат. Понятие о погоде. Элементы погоды. Воздушные массы, их типы и фронты. Наблюдения и предсказания погоды. Типичные признаки изменения погоды своей местности по временам года. Охрана чистоты воздуха. Климатообразующие факторы. Типы климатов. Биосфера. Общее понятие о биосфере. Возникновения и развитие жизни на Земле. Связь живых организмов с неживой природой. Общая характеристика экологических факторов среды. Приспособление организмов к среде обитания. Природная зональность: широтная, вертикальная. Почва как особое природное тело. Факторы почвообразования. Состав и структура почвы. Почвенный разрез. Характеристика типов почв по природным зонам: тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, сероземы. Краеведение. Содержание и педагогическое значение краеведения. Организационные формы краеведения – государственно, учебное (школьное и вузовское), общественное. Школьное краеведение и его задачи. Методы краеведческого изучения своей местности. Организационные формы краеведческой работы в школе (экскурсии, походы, кружки). География своей области (края). Географическое положение. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат, характеристика сезонов года. Поверхностные воды: реки, озёра, болота. Почвенно-растительный покров и животный мир. Охраняемые территории (заповедники, заказники, лесхозы). Население. Хозяйство (ведущие отрасли промышленности и сельское хозяйство) и транспорт. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Никонова М.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / М.А.Никонова, П.А.Данилов.- 3 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-220 с. 2.Никонова М.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. Заведений / М.А.Никонова, П.А.Данилов.- М.: Издательский центр «Академия» 2001.-144с. 3. Никонова М.А.Краеведение: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений /М.А.Никонова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-188 с. 4.Москвоведение. География Москвы и Московской области. Пособие для учащихся 8-9 классов/ Под. ред. А.И.Алексеева. - М.: Экопрос, 1996.-304 с. 5.Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу / А.Л. Филоненко-Алексеева, А.С.Нехлюдова, В.И. Севастьянов.- М.: Владос, 2000.- 384 с. Дополнительная: 1. Битюкова В.Р. Москвоведение. Экология Московского региона. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов / В.Р. Битюкова, И.Н.Волкова, В.Г.Глушкова и др.- М.: Экопрос, 1995.- 208 с. 2. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: От хаоса до человека / К.Ю.Еськов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.- 312 с. 3.Иванова Т.С. Эколого-географическая характеристика Московского региона: Учебно-методическое пособие/ Т.С.Иванова. – М.: УЦ Перспектива, 2008.- 144 с. 4.Клепинина З.А. Край Московский: Природа Московской области / З.А. Клепинина. – М. : Ювента, 2004.- 112 с. 5.Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России / Е.Ю. Колбовский. –Ярославль: Академия развития, 2004.- 288 с. 6.Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.- 158 с. 7.Мильков Ф.Н. Общее землеведение /Ф.Н. Мильков. - М.: Высшая школа, 1990.-325 с. 8.Мильков Ф.Н. Словарь-справочник по физической географии / Ф.Н. Мильков.- 2 изд.- М.: Мысль, 1980.- 344 с. 9. Обручев В.А. Занимательная геология / В.А.Обручев.- 2 изд.- М.: Наука, 1965.-344 с. 10. Раковская Э.М.Экскурсии по Москве и Подмосковью: Книга для учителя / Э.М. Раковская, Н.Н. Родзевич.- М.:Просвещение,1997.- 191 с. 11.Селиверстов Ю.Н. Землеведение / Ю.Н. Селиверстов, А.А. Бобков.- Издательский центр «Академия», 2004.-304 с. Интернет-ресурсы 1. htth: //www. national – geographic.ru 2. http: //www.gao.spb.ru/Russian 3. http: //www.ocean/ru 4. http: //www/pogoda.ru 5. http: //www.weather/com 6. http: //www.nature/com МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для обеспечения данного раздела дисциплины «Естествознание» необходимы: - аудитория, оборудованная для использования в учебном процессе и хранения различных учебных пособий; - картографические средства обучения: географические карты - физическая и экономическая карты своей области, физическая карта мира, климатическая карта, карта природных зон мира и России, карта полушарий; географические атласы; топографическая карта, глобусы; - демонстрационные и раздаточные образцы и коллекции горных пород и минералов; образцы почв; - географические приборы (компасы, термометры, барометр, флюгер) и оборудование (планшеты, визиры, рулетки и т.д.) ; - технические средства, в том числе, видео-, теле- и проекционная аппаратура, фотоаппаратура. На главную стр. |