Сайт управляется системой uCoz

Требования и примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Землеведение»

На главную стр.

Требования и примерный перечень вопросов к экзамену
по дисциплине «Землеведение»
            На  экзамене по учебной дисциплины «Землеведение»  студенты должны показать не только знание теоретического материала, составляющего содержание курса, но некоторые практические навыки, такие как   работа с коллекциями, с географическими приборами, навыки ориентирования, чтения географических карт. Студенты  должны продемонстрировать свободное владение географической картой как источником информации, умение анализировать содержание карт, знание географической номенклатуры, умение правильно показывать объекты на карте.

1.	Предмет и задачи землеведения. Место землеведения в системе  современных наук о природе.
2.	Земля во Вселенной. Состав и строение Солнечной системы, гипотезы  происхождения    Солнца и   планет. Группы планет.
3.	Развитие представлений о форме и размерах Земли. Измерения размеров Земли. Доказательства и географическое значение шарообразности Земли.
4.	Движения Земли. Виды движений,  их  географические следствия.
5.	Определение географических координат.
6.	План и карта. Сходство и различия. Разнообразие карт. Особенности географических карт для начальной школы.
7.	Масштаб, его виды, измерения расстояний на карте и плане.
8.	Условные знаки. Способы обозначения рельефа на карте и плане. Чтение карты.
9.	Ориентирование  на местности и по карте.
10.	Внутреннее строение земного шара. Литосферные плиты.
11.	Геологическая история Земли. Геохронологическая таблица.
12.	Формы поверхности суши – равнины, типа равнин, их различия по высоте и происхождению.
13.	Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли.
14.	Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли.
15.	Горы, различия по высоте и образованию. Абсолютная и относительная высоты. 
16.	 Планетарные формы рельефа. Рельеф дна Мирового океана.
17.	Понятие минерала и горной породы. Классификация горных пород по происхождению. Свойства различных горных пород.
18.	 Полезные ископаемые. Месторождение и способы добычи. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
19.	Гидросфера, её части и происхождение. Значение водной оболочки Земли. Гидрологический цикл. Состояния и превращения воды.
20.	 Мировой океан,  его части.  Свойства морской воды. Движение воды в океане. 
21.	 Поверхностные воды суши. Река и её части. Речные системы и бассейны. Работа рек. Режим рек. 
22.	Подземные воды, их классификация по условиям образования. Использование и охрана подземных вод. 
23.	Внутренние воды суши – Озера, болота, ледники. Условия образования, использование и значение.
24.	Атмосфера – газовая оболочка планеты, значение для жизни на Земле, ее состав и строение.
25.	Солнечная радиация, тепловой баланс, распределение температуры по земной поверхности.
26.	Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование и виды осадков.
27.	Атмосферное давление,  его изменение, распределение по поверхности Земного шара. Ветер и причины его образования. Основные типы ветров. Приборы для измерения направления и силы ветра.
28.	Воздушные массы и фронты. Общая циркуляция атмосферы. Циклоны и антициклоны, их образование и типы погод в них.
29.	 Формирование погоды. Климат и климатообразующие факторы. Типы климатов в России.
30.	Почва как особое природное тело. Почвообразовательный процесс.
31.	Состав, структура и свойства почвы. Почвы России..
32.	Возникновение и развитие биосферы. Роль живых организмов в жизни планеты.
33.	Понятие географической оболочки. Основные характеристики ГО. Зональность как основное свойство географической оболочки. 
34.	Ландшафт как природно-территориальный комплекс. Виды ПТК. Природные зоны России.
35.	Изучение природы своего края в начальной школе. Основные  характеристики природных сообществ своего края. .

Список рекомендуемой литературы
        Основная:
1.	Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Изд. центр «Академия» , 1 изд. – 2000,  3 изд. – 2005.
2.	Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.
3.	Краеведение: Пособие для учителя / Под  ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
4.	Москвоведение. География Москвы и Московской области. Пособие для учащихся 8-9 классов / Под ред. А.И.Алексеева. М.: Экопросс,1996.
5.    Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И.- Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу. М.: Владос, 2000.
  Дополнительная: 
1.	Астрономия. Библиотека школьника /Авт.-сост. М. Я. Цофин.- Минск: Харвест, 1998.
2.	Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – 2-е изд., испр. и доп. – Л., Гидрометеоиздат, 1988.
3.	Гангнус А. Тайна земных катастроф (Несколько вступлений к теме геопрогноза).- М.: Мысль, 1977.
4.	Григорьев А.Л. Глобус и работа с ним.  М.: Просвещение, 1970.
5.	Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней. От хаоса до человека.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
6.	Клепинина З.А. Край Московский: мир природы. Учебное пособие для                                   учащихся общеобразовательной школы.- М.: Изд. «Ювента», 2004.
7.	Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России.- Ярославль:  Академия                              развития, 2004.
8.	Кузнецов В.И., Идлис Г.М.,  Гутина В.Н. Естествознание.- М.: Агар,1996.
9.	 Куприн А.М. Топография для всех. М.: Недра, 1976.
10.	 Мильков Ф.Н.  Общее землеведение. - М.: Высшая школа, 1990.
11.	Мильков Ф.Н. Словарь-справочник по физической географии. М.: Мысль, 1980.
12.	 Москвоведение. Экология Московского региона. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. - М.: Экопросс, 1995.
13.	Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Пер. с англ.- М.: Мир, 1993.
14.	Обручев В.А. Занимательная геология.- М.: Наука, 1965.
15.	Селеверстов Ю.Н., Болов А.А. Землеведение. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
16.	Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1982.