Сайт управляется системой uCoz
На главную стр.
Преподаватели

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Московский институт открытого образования


Кафедра начального образования



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания технологии c практикумом»




Для специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования»



031200 «Педагогика и методика начального образования»

Факультет педагогический

Курс 2, семестр 4

















Москва, 2011

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Московский институт открытого образования


Кафедра начального образования



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания технологии c практикумом»




Для специальности 050708.650 - «Педагогика и методика начального образования»



Курс 2, семестр 4

Форма обучения – очно-заочная, сокращенный срок обучения

Лекции – 12 часов

Лабораторные занятия – 20 часов

Самостоятельная работа – час

Зачет

Всего часов по учебному плану – 140



Часть I. Программа курса








Москва, 2011






Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры начального образования (протокол №__ от___ _______ 2011 года);



Составитель:

д.п.н., профессор Н.М. Конышева



Зав. кафедрой

начального образования







Рецензент:

к.п.н., профессор кафедры

теории и истории педагогики

ИППО ГОУ ВПО МГПУ Н.И. Фатеева





















Пояснительная записка

Представленный учебно-методический комплекс разработан с учётом

требований, предъявляемых ГОС ВПО по специальности 050708.650 «Педагогика и методика начального образования.

Учебно-методический комплекс состоит из двух частей. Первая часть учебно-методического комплекса – программа учебной дисциплины. В ней содержится указание на государственный стандарт, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цели и задачи курса, определено место учебной дисциплины в основной образовательной программе, изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, сделаны ссылки на виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная учебная дисциплина, изложены требования к уровню освоения дисциплины., а также раскрывается содержание основных разделов и тем, приводится список литературы.

Цель дисциплины: формирование у студентов социально-личностной, общекультурной и общепрофессиональной компетентностей путем освоения научно-теоретических, методических и практических основ изучаемого курса.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов научного понимания места уроков технологии в современной системе общего образования;

- формирование знаний о психолого-дидактических основах предметной деятельности и её развивающем значении;

- формирование понятия о социально-исторической обусловленности содержания и методики курса технологии в общеобразовательной школе; формирование знания об отдельных подходах к использованию практических видов деятельности в истории развития педагогической науки и практики и на современном этапе;

- расширение профессионального кругозора, углубление художественно-эстетической культуры студентов;

- подготовка студентов к разработке и проведению уроков технологии с учетом требований развивающего обучения и прогрессивных психолого-педагогических направлений.

Место дисциплины в образовательной программе и межпредметные связи

Учебная дисциплина «Методика преподавания технологии с практикумом» предусматривает межпредметные связи с теоретической и практической педагогикой, историей образования и педагогической мысли, психологией человека, педагогической психологией, психологией семьи и семейного воспитания, информационными и коммуникационными технологиями в образовании, методиками преподавания других учебных предметов в школе и др.

Учебная дисциплина «Методика преподавания технологии с практикумом» ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательную;

- организационно-методическую;

- культурно-просветительскую;

- научно-исследовательскую.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Методика преподавания технологии с практикумом», должен

иметь представление:

- об отдельных подходах к организации трудового обучения в истории развития педагогической науки и практики; о социально-исторической обусловленности содержания и методики данного учебного курса и его месте в современной системе общего образования;

    *

      о существовании историко-национальных традиций и нравственно-экологических требований к организации предметной среды (об отражении суммарной модели мироздания в народной бытовой культуре и художественной деятельности, о единстве мира вещей с миром природы);

знать:

    *

      психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем развитии личности ребенка младшего школьного возраста;
    *

      предметное содержание базового курса «технологии» в начальных классах; современные альтернативные программы и учебно-методические комплекты по данному курсу, их общеобразовательный и развивающий смысл;
    *

      современные методики развивающего обучения младших школьников и их использование на уроках технологии;
    *

      основные требования к разработке предметной среды и правила дизайна; основы формообразования и композиции в художественном конструировании;

уметь:

    *

      отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;
    *

      организовывать индивидуальную деятельность и творческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаимоотношения;
    *

      включать младших школьников в посильный общественно полезный труд, формировать культуру взаимодействия с окружающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру отношения к собственному здоровью;
    *

      анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить целесообразные изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и при необходимости самостоятельно изготавливать дидактический материал к урокам;
    *

      анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;
    *

      осуществлять гуманно-личностный подход в образовательно-воспитательном процессе на уроках технологии в начальной школе;

иметь опыт:

- в области технологий обработки поделочных материалов;

- в области творческой художественно-конструкторской деятельности;

- изучения и анализа произведений декоративно-прикладного искусства;

- организации практической художественно-конструкторской деятельности детей;

применять:

    *

      полученные знания и умения для определения степени и глубины освоения младшими школьниками программного материала, выявления их индивидуальных особенностей, привития умения самостоятельного пополнения знаний;

- в организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в системе уроков технологии.

Структура учебной дисциплины и виды учебной работы.

В учебной программе курс представлен двумя разделами, четырьмя теоретическими и четырьмя практическими темами, которые изучаются студентами как на аудиторных занятиях, так и самостоятельно.



Программные разделы и темы курса:

Раздел I. Научно-теоретические основы организации развивающего обучения на уроках технологии

Тема I. Место и задачи уроков технологии в современной системе общего образования

Основные требования к учебным дисциплинам в современной образовательной школе и их отражение в курсе технологии. Необходимость отказа от ранней специализации; направленность на углубление общего образования и развития личности - главные проблемы современного курса технологии. Психология предметной деятельности как основа методики преподавания технологии. Характеристика основных развивающих функций предметно-практической деятельности. Связь предметно-практической деятельности с интеллектуальным, эстетическим, эмоционально-нравственным, психофизиологическим развитием личности. Значение мотивов и целей деятельности в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах ручного труда. Анализ мирового прогрессивного опыта. Преемственность дошкольной и школьной образовательной ступеней.

Тема 2. Проблема использования практического труда в истории педагогической мысли и в практике образовательных систем

«Трудовое обучение» и «трудовое воспитание» как термины педагогики, их различие. Постановка трудового обучения и трудового воспитания в ранних исторических цивилизациях. Влияние социального заказа на проблему трудового обучения детей в различных социально-исторических системах. Педагогические воззрения на роль практической деятельности и ручного труда в формировании личности ребенка. Педагогические системы Д. Локка, И.Г.Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо как характерные примеры социально-исторической обусловленности трудового обучения. Анализ идей и опыта трудового обучения в образовательных учреждениях России XVIII - начала XX столетий. Особенности использования практического труда в советской образовательной системе. Становление и развитие идеи политехнизма и профориентации. Трудовая школа. Идеологические и социально-экономические причины возникновения педагогических и методических штампов в системе трудового обучения, необходимость их преодоления на современном этапе вследствие изменения социального заказа школе.

Тема 3. Виды уроков технологии

Общие подходы к классификации уроков в дидактике и методике преподавания технологии; возможные типологии уроков. Уроки рационально-логического типа, их особенности и требования к организации. Интеллектуальная направленность уроков рационально-логического типа. Уроки эмоционально-художественного типа. Особенности творческих заданий на уроках различных типов. Уроки формирования практических навыков, их значение в системе развивающего обучения. Требования к наглядности. Виды уроков технологии по характеру познавательной деятельности учащихся. Понятие репродуктивной и творческой деятельности. Уроки репродуктивного типа, их значение. Творческие уроки. Типичные методические ошибки в трактовке детского творчества. Общие научно-методические основы детского творчества. Структура творческой деятельности; зависимость творчества от усвоенных знаний и опыта. Способы обогащения знаний и опыта детей на уроках технологии; значение вступительных бесед и обсуждения работ учащихся в ходе урока. Творчество как сознательный целенаправленный поиск. Примерные задания для учащихся.



Тема 4. Структура урока технологии, его разработка и проведение

Типовая традиционная структура урока технологии, ее оценка с современных позиций. Отражение в структуре урока основных образовательных и развивающих задач. Основные структурные компоненты урока технологии, их взаимосвязь; дидактические задачи, решаемые на отдельных этапах урока. Учет возрастных особенностей детей в структуре урока технологии. Подготовка учителя к уроку. План, конспект и сценарий урока. Научный подход к формулировке темы и задач урока. Подготовка учащихся к уроку. Варианты подготовительных заданий для младших школьников. Требования к культуре труда. Организация общения учащихся на уроке. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности детей на уроке. Значение положительной мотивации, создание благоприятной атмосферы урока.



Раздел II. Практические приемы обработки материалов (лабораторный практикум)

Тема 1. Первоначальные приемы обработки бумаги и картона

Организация рабочего места, культура труда. Операции: сгибание, разметка по шаблону, вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру, приклеивание и др. Примерные изделия для обучения первоначальным приемам работы. Оригами.

Способы активизации интеллектуальной и художественной деятельности в процессе обучения практическим приемам.

Тема 2. Декоративная аппликация и мозаика: технологии и правила работы по изготовлению декоративно-прикладных изделий

Особенности аппликации как художественной техники. Различные виды аппликаций. Цветовое и композиционное решение. Обучение основам композиции при изготовлении аппликаций. Мозаика: технология выполнения и декоративно-художественные особенности. Разновидности мозаик и их назначение. Примерные виды изделий для уроков технологии и внеурочной работы с младшими школьниками.


Тема 3. Технология обработки ткани. Обучение младших школьников приемам работы с тканью

Содержание знаний и умений, формируемых у младших школьников на уроках работы с тканью. Методика обучения первоначальным приемам шитья. Простейшие ручные швы. Разметка ткани продергиванием нити. Инструменты и приспособления, виды наглядных пособий. Рекомендуемые изделия. Приемы обучения разметке ткани по шаблону. Организация фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Включение в уроки развивающих задач.

Тема 4. Работа с природными материалами

Содержание уроков, примерные виды работ, рекомендуемые материалы. Композиции из засушенных растений на плоскости и в объеме.



Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра начального образования






УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Методика преподавания технологии с практикумом


Часть II. Методические рекомендации и

план освоения учебной дисциплины


По специальности 050708.65

«Педагогика и методика начального образования»

2 курс, очно - заочная форма обучения, 4 семестр



Лекции – 12


Лабораторные занятия - 20


Самостоятельная работа -


Зачёт


Всего часов по учебному плану –







Москва – 2011


Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры начального образования

(протокол № ___ от ___ ______ 2011г),




Составитель: профессор,

доктор пед. наук Н.М. Конышева




Заведующий кафедрой: профессор,




Тематический план учебной дисциплины

Раздел I. Научно-теоретические основы организации развивающего обучения на уроках технологии

Тема 1. Место и задачи уроков технологии в современной системе общего образования (лекции 2 часа, самостоятельная работа 4 часа).

Тема 2. Проблема трудового обучения в истории педагогической мысли и использование ручного труда в практике образовательных систем (лекции 2 часа, самостоятельная работа 4 часа).

Тема 3. Виды уроков технологии (лекции 2 часа, самостоятельная работа 4 часа).

Тема 6. Структура урока технологии, его разработка и проведение (лекции 6 часов, самостоятельная работа 10 часов).

Раздел II. Практические приемы обработки материалов (лабораторный практикум)

Тема 1. Формирование у учащихся первоначальных приемов обработки бумаги и картона (лабораторно-практические занятия 4 часа, самостоятельная работа 4 часа).

Тема 2. Декоративная аппликация и мозаика: технологии и правила работы по изготовлению декоративно-прикладных изделий (лабораторно-практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 8 часов).

Тема 3. Технология обработки ткани. Обучение младших школьников приемам работы с тканью (лабораторно-практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 8 часов).

Тема 4. Работа с природными материалами в начальных классах (лабораторно-практические занятия 2 часа, самостоятельная работа 6 часов).


Содержание и организация занятий

Тема 1. Место и задачи уроков технологии в современной системе общего образования

Лекции: 2 часа; внеаудиторная самостоятельная работа: 4 часа

Лекция

План лекции:

1. Основные требования к учебным дисциплинам в современной образовательной школе и их отражение в курсе технологии.

2. Психология предметной деятельности как основа методики преподавания технологии. Характеристика основных развивающих функций предметно-практической деятельности. Связь предметно-практической деятельности с интеллектуальным, эстетическим, эмоционально-нравственным, психофизиологическим развитием личности. Преемственность дошкольной и школьной образовательной ступеней.

3. Значение мотивов и целей деятельности в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах ручного труда.

4. Анализ мирового прогрессивного опыта использования практического труда в обучении.


Внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Изучение 1 главы учебного пособия.

Вопросы для самоконтроля

   1.

      Почему нельзя согласиться с мнением, что уроки практического труда в начальной школе имеют особое значение в профориентации и технологическом образовании учащихся?
   2.

      В чем заключается специфика уроков практического труда и их значение в обучении, воспитании и развитии личности ребенка?
   3.

      Почему для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения необходимо включать внешние, материальные действия?
   4.

      В чем состоит особая роль уроков технологии в социальной адаптации личности?


Тема 2. Проблема использования практического труда в истории педагогической мысли и в практике образовательных систем

Лекции 2 часа, самостоятельная работа 4 часа

Лекция

План лекции:

1. Влияние социального заказа на проблему трудового обучения детей в различных социально-исторических системах.

2. Педагогические воззрения на роль практической деятельности и ручного труда в формировании личности ребенка.

3. Анализ идей и опыта трудового обучения в образовательных учреждениях России XVIII - начала XX столетий.

4. Особенности использования практического труда в советской образовательной системе. Становление и развитие идеи политехнизма и профориентации.

4. Необходимость модернизации курса технологии на современном этапе вследствие изменения социального заказа школе.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Изучение литературы к семинарскому занятию. Краткий конспект своего выступления по обсуждаемым на семинаре вопросам (письменно в тетради для семинарских занятий)

Вопросы для самоконтроля

1. Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?

2. Почему схоластические системы образования исключают использование практических форм познавательной деятельности?

3. Расскажите о попытках соединения обучения с производительным трудом в педагогических системах Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

4. Расскажите о различных подходах к использованию практического труда в образовательном процессе школ Западной Европы и Америки в XIX-начале XX вв.

5. Сравните использование практических видов труда в педагогических системах дореволюционной России и Западной Европы.

6. Что можно сказать о взглядах видных русских педагогов дореволюционного периода на проблему использования практического труда в обучении?

7. Каковы особенности решения данной проблемы в советской школе и педагогике в 50-60-е гг.?


Тема 3. Виды уроков технологии

Лекции 2 часа, самостоятельная работа 4 часа

План лекции

1. Общие подходы к классификации уроков в дидактике и методике преподавания технологии; возможные типологии уроков.

2. Уроки рационально-логического типа, их особенности и требования к организации. Интеллектуальная направленность уроков рационально-логического типа.

3. Уроки эмоционально-художественного типа. Особенности творческих заданий на уроках различных типов.

4. Уроки формирования практических навыков, их значение в системе трудового обучения. Требования к наглядности.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Изучение содержания учебников по технологии для начальных классов. Подбор примеров уроков различных видов (письменно в тетради для семинарских занятий)

Вопросы для самоконтроля

1. Почему классификации уроков практического труда на основе используемых материалов или способов их обработки сегодня нельзя признать актуальными?

2. Какие виды уроков практического труда можно выделить на основе смыслового содержания работы учащихся?

Охарактеризуйте каждый из этих типов уроков.

3. С какой целью учителю следует учитывать типологию уроков практического труда? Покажите на примерах, как тот или иной тип урока влияет на его практическую организацию.

4. Приведите примеры уроков рационально-логического вида из любого современного учебника технологии.

5. Что является основным содержанием уроков художественного вида? Приведите примеры таких уроков. Отметьте в любых учебниках или учебных пособиях по технологии два-три урока такого вида.

Тема 4. Структура урока технологии, его разработка и проведение

Лекции 6 часов, самостоятельная работа 10 часов

Лекция 1.

План лекции

1. Отражение требований ФГОС в структуре и содержании современного урока технологии.

2. Подготовка учителя к уроку.

3. Требования к культуре труда.

Лекция 2.

План лекции

1. Подготовка учащихся к уроку. Варианты подготовительных заданий для младших школьников.

3. Организация общения учащихся на уроке. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности детей на уроке.

4. Значение положительной мотивации, создание благоприятной атмосферы урока.

Лекция 3.

План лекции

   1.

      План, конспект и сценарий урока.
   2.

      Требования к формулировке целей и задач урока технологии. Отражение в структуре урока основных образовательных и развивающих задач.
   3.

      Организация деятельности учащихся на основных этапах урока.


Внеаудиторная самостоятельная работа: 10 часов

Изучение содержания учебников по технологии для начальных классов. Разработка планов и конспектов уроков (письменно в тетради для семинарских занятий)

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите, из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку технологии.

Какое значение, по вашему мнению, может иметь в этой подготовке чтение художественной литературы, посещение театров, музыкальное образование учителя и т.п.?

2. Какие требования следует учитывать в формулировке задач урока?

3. Выберите любой урок из учебника по технологии и сформулируйте его задачи.

4. Разработайте сценарий урока по выбранной теме на основе любого учебника по технологии.


РАЗДЕЛ II. Практические приемы обработки материалов (лабораторный практикум)

Тема 1. Формирование у учащихся первоначальных приемов обработки бумаги и картона (лабораторно-практические занятия 4 часа, самостоятельная работа 4 часа).

Тема 2. Декоративная аппликация и мозаика: технологии и правила работы по изготовлению декоративно-прикладных изделий (лабораторно-практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 8 часов).

Тема 3. Технология обработки ткани. Обучение младших школьников приемам работы с тканью (лабораторно-практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 8 часов).

Тема 4. Работа с природными материалами в начальных классах (лабораторно-практические занятия 2 часа, самостоятельная работа 6 часов).

Выполнение практических работ, освоение технологий обработки различных материалов и методических приемов обучения младших школьников.

Обсуждение вопросов содержания и методики работы по психофизиологическому развитию детей в процессе освоения первоначальных приемов работы.

Обсуждение вопросов содержания и методики работы по формированию культуры и организации труда. Мастер-классы (в виде деловой игры в аудитории).

Внеаудиторная самостоятельная работа (24 часа)

Изготовление образцов изделий, демонстрационного материала и наглядных пособий к урокам. Организация экспозиций творческих работ.



По итогам выполнения заданий лабораторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы организуются выставки творческих работ студентов, а также формируются индивидуальные портфолио студентов (конспекты, аннотации, методические разработки, творческие работы и пр.), которые являются обязательными. На основании данных итогов студенты получают зачет за освоение содержания курса.


Литература

Научно-теоретическая и научно-методическая

   1.

      бое издание). Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
   2.

      Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. / Т.М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336с.
   3.

      Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальных классах. / Н.М. Конышева. - Смоленск: «Ассоциация XXI век, 2007. – 296 с.
   4.

      Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. / Н.М. Конышева. - Смоленск: «Ассоциация XXI век, 2007. – 64 с.
   5.

      Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. /В.Т. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. – 304 с.
   6.

      Локк Д. Мысли о воспитании. (любое издание).
   7.

      Малиновская Л.П. Формирование дизайнерского мышления у младших школьников. / Л.П. Малиновская. - Тернополь, 1992. – 184 с.


   8.

      Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002. – 192 с.
   9.

      Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии. (лю
  10.

      Песталоцци И.Г. Лебединая песня. (любое издание).
  11.

      Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Книга III. (любое издание).
  12.

      Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

Программы, учебники

   1.

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г.). - http/ standart.edu.ru.
   2.

      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. - (Стандарты второго поколения).
   3.

      Программы, учебники, методические и дидактические материалы авторов: Т.М. Геронимус; Н.М. Конышевой; Е.А. Лутцевой; Т.Н. Просняковой; Н.И. Роговцевой (в соавт.) и др. – издания последних лет.