Преподаватели Каллиграфия Учебная программа курса Пояснительная записка Важнейшей задачей профессиональной подготовки учителя, особенно учителя начальных классов, является формирование у него коммуникативно-речевых способностей, которые, реализуясь в системе специфических умений и навыков, обеспечивают ему эффективное осуществление педагогической деятельности. Предмет «Каллиграфия» представляет собой неотъемлемую и органическую часть специальной отработки у будущего учителя профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной организации педагогического процесса в начальной школе. Ценность данного предмета в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов обусловлена двусторонностью его значения. Так, будучи соотнесенным с таким предметом как «Методика преподавания русского языка», «Каллиграфия» ориентирует будущих учителей на качественное решение методических задач, связанных с обучением детей родному языку, а также с коррекцией своего письма в соответствии с эталоном курсивного шрифта и правилами слитного написания букв как профессионального требования к письму учителя начального класса. Сложность подготовки квалифицированных кадров для работы учителем начальных классов по каллиграфии заключается в решении следующих непростых проблем. Во-первых, как известно, почерк складывается к 15-ти годам, следовательно, профессиональную подготовку получает человек с уже сложившимся почерком, который нередко нуждается в серьезной корректировке. Во-вторых, в школах России ведется обучение по разным УМК, которые имеют свои особенности в части обучения письму первоклассников. Практические занятия по «Каллиграфии» и методические рекомендации по совершенствованию почерка будущих учителей начальных классов и направлены на решение этих проблем. Самостоятельная работа направлена на отработку практических умений в формировании каллиграфического почерка, поэлементного анализа букв и в подборе дидактического материала для предупреждения и исправления каллиграфических ошибок. Программа дисциплины «Каллиграфия» предусматривает следующие требования к подготовке студентов ФНК. В результате изучения предмета «Каллиграфия» студенты должны знать: * психофизиологические особенности формирования навыка письма; * санитарно-гигиенические условия письма; * особенности современного письменного шрифта, зрительно-двигательный образ каждой буквы курсивного письма; * виды соединений букв в слогах, словах; * алгоритмы безотрывного начертания букв и их соединений; * название и формы 9-ти основных зрительных элементов; * современные методические приемы обучения каллиграфическому компоненту письма; * современные прописи и тетради по чистописанию для начальной школы; * показатели сформированности каллиграфической четкости и устойчивости начертания букв и их соединений, связности и скорости письма; уметь: * каллиграфически правильно писать на доске и в тетрадях (в узкую и широкую линейку) все буквы русского курсивного письма; * анализировать зрительный и зрительно-двигательный образ всех букв русского курсивного шрифта; * объяснять последовательность движения руки во время письма; * писать четким устойчивым почерком, соблюдая одинаковую высоту, ширину и правильный угол наклона, при письме под диктовку; * анализировать письмо, определять причины ошибок и отклонений в почерк, подбирать упражнения для их устранения. Учебным планом на предмет «Каллиграфия» отводится 24 часа. Практические занятия проводятся в 3-м семестре в объеме 16-ти часов и направлены на усвоение теоретических знаний и практических умений в обучении младших школьников письму будущими учителями и формирование почерка как профессионального умения. Тематический план Наименование разделов и тем Лекции (час) Практ зан. (час) Сам. раб. (час) Тема 1. Характеристика письма (печатного и курсивного) как вида речевой деятельности. Из истории методов обучения письму в русской начальной школе. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Орудия и материалы для письма. Основные методические и учебные пособия для обучения письму. Характеристика основных шрифтов современных прописей. 4 2 Тема 2. Технологии обучения первоначальному письму в современной начальной школе. Метод поэлементно-целостного письма. Выполнение разных видов штриховки, узоров-бордюров. Правила написания основных прямолинейных элементов. 2 4 30 Тема 3. Методические приемы обучения первоначальному письму. Освоение алгоритма основных видов соединений букв. Правила написания овалов. 2 60 Тема 4. Анализ формы букв курсивного письма. Освоение зрительно-двигательного образа букв русского курсивного алфавита. Логическая группировка букв на основе наличия в них одного из основных элементов и упражнения в каллиграфическом письме букв русского алфавита. 4 60 Тема 5. Упражнения в записи текста на доске, под диктовку и с печатных образцов. Правила написания цифр. 2 30 Зачёт Итого 6 14 20 Содержание учебной дисциплины Тема 1. Характеристика письма (печатного и курсивного) как вида речевой деятельности. Краткая история возникновения и типа письма. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Гигиенические условия письма. Орудия и материалы для письма. Основные методические и учебные пособия для обучения письму. Тема 2. Технология обучения первоначальному письму. Понятийный аппарат методики обучения письму: письмо, графика, графема, графический навык, графическая система, графические ошибки, каллиграфия, каллиграфический почерк, каллиграфические ошибки, зрительные и двигательные элементы букв Метод поэлементно-целостного письма. Система принципов технологии обучения первоначальному письму и их суть. Структурные единицы графической системы современного курсивного письма. Освоение их формы. Выполнение разных видов штриховки, узоров-бордюров. Правила написания основных прямолинейных элементов. Тема 3. Безотрывность (связность) как условие каллиграфического письма Методические приемы обучения первоначальному письму: аналитическое восприятие формы буквы, практическое конструирование с помощью специальных элементов-шаблонов, тактирование, копирование, алгоритмизация процесса письма. Соотношение зрительных и двигательных элементов букв. Освоение основных видов соединений букв. Правила написания овалов. Тема 4. Анализ формы букв курсивного письма. Освоение зрительно-двигательного образа букв русского курсивного алфавита. Логическая группировка букв на основе наличия в них одного из основных элементов и упражнения в каллиграфическом письме букв русского алфавита. Тема 5. Упражнения в записи текста под диктовку и при списывании в тетрадях и на доске. Коррекция письма студентов в соответствии с эталоном курсивного шрифта. Содержание и освоение упражнений, направленных на отработку соразмерности высоты букв, соблюдения единообразного угла наклона (65°) при письме, соблюдения соразмерности в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и словами в предложении и тексте. Задания к зачету по дисциплине «Каллиграфия»: 1. Дать определения следующим понятиям: зрительный, зрительно-двигательный образ буквы, зрительные, двигательные элементы букв, метод поэлементно-целостного письма. 2. Назвать: а) 9 основных элементов букв; б) методические приемы, составляющие основной метод письма; в) качества, характеризующие правильный каллиграфический почерк. 3. Дать полный анализ формы заглавных и строчных букв. 4. Объяснить последовательность начертание письменных букв. 5. Провести анализ соблюдения требований каллиграфического письма (соблюдение высоты, ширины, параллельности и угла наклона букв) в работах учащихся 1-4 классов. 6. Подобрать упражнение по исправлению недочета каллиграфического характера. Основная литература 1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть 1. – М.: Просвещение, 2002. 2. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1, 2 кл.: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997. 3. Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописи к «Азбуке» О.В. Джежелей: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2002. 4. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Нач. шк. – 1998.- № 8. 5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991 (Библиотека учителя начальных классов). 6. Безруких М.М. Обучение письму: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. 7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Метод. пособие к Прописям. – М.: Просвещение, 2002. 8. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987 (Библиотека учителя начальных классов). 9. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме // Нач. шк. – 1999.- № 8. 10. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя). 11. Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей // Нач. шк. – 1990. - №4. 12. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. Начальные классы (1-4). – 1993. Дополнительная литература 1. Программы «Русский язык» /Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4), 1 часть. Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2000. 2. Агаркова Н.Г., Бетенькова, Андрианова Т.М., Пронина О.В., Илюхина В.А., Федосова Н.А. Прописи для 1 кл. 3. Желтовская Л.Я., Соколов Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания: 2 кл., 3 кл.: Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1997. 4. Илюхина В.А. и др. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.– М.: Дрофа. 5. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.– М.: Дрофа. 6. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию 2, 3, 4 кл.– М.: Баласс. – 2003. |