Сайт управляется системой uCoz
На главную стр.
Преподаватели

Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров


Кафедра педагогики и методики начального образования
















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины


ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
















Москва – 2011


Оглавление

Оглавление 3

Часть I. Программа учебной дисциплины 4

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» 26

ПРОГРАММА
по курсу «Основы специальной педагогики» 29

34

Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины 34

Часть 1. Тематическое планирование 37

Тематическое планирование по курсу «Педагогика. Педагогика начального образования» (1 семестр, 1 курс) 37

Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования. История педагогики» (3 семестр, 2 курс) 38

Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования: Основы НИР» 40

Тематическое планирование по курсу «Педагогика. Педагогика начального образования» (2 семестр. 1 курс.) 40

Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования. Специальная педагогика» (3 семестр, 2 курс) 42

Часть 2. Методические материалы и разработки 44



Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров


Кафедра педагогики и методики начального образования







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины


ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Часть I. Программа учебной дисциплины

















Москва – 2011

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования _____________, протокол ________.



Составитель: кандидат педагогических наук Захарова И.М.


Заведующий кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кикоин Е.И.


Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Пылаева В.С.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях социально-экономического обновления нашего общества одной из важнейших задач высших педагогических учебных заведений становится подготовка специалистов, обладающих высокой культурой, профессиональной компетентностью, гражданской зрелостью, умеющих и желающих работать по гуманистическим принципам личностно ориентированного образования.

Особенно возрастают требования к учителю начальной школы, который должен обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развивать его способности, сформировать у него умение и желание учиться. Для решения поставленных задач необходима подготовка высококвалифицированного специалиста с развитым педагогическим мышлением, а значит, приоритетное значение получают в общей системе подготовки именно педагогические дисциплины.

Содержание и структура курса «Педагогика начального образования» отражает те изменения, которые происходят в понимании сущности важнейших педагогических категорий и их взаимосвязи, как в теории педагогики, так и в практической педагогической деятельности.

Курс включает в себя необходимые для учителя начальных классов сведения о предмете педагогики, о психолого-педагогических особенностях личности младшего школьника, о путях и средствах организации процесса обучения и воспитания в начальной школе, о современных требованиях, предъявляемых к учителю начальных классов.

Задачами настоящего курса являются также вооружение студентов знаниями о сущности и специфике профессиональной деятельности учителя начальных классов, формирование у них умений видеть и использовать передовой педагогический опыт.

В разделе 1 программы педагогика рассматривается как диалектическая наука о воспитании, раскрывается содержание основных понятий и положений, анализируется субъектная позиция ребенка в современном учебно-воспитательном процессе.

2 раздел посвящен теории и методам воспитания младшего школьника. Анализируются история системы воспитания, становление и профессиональная компетенция учителя как руководителя воспитательного процесса, акцентируется внимание на всех составляющих воспитательного процесса как органического взаимодействия учителя, ученика, родителей и коллектива, в котором существует ребенок. Уделяется особое внимание теории воспитывающего обучения и приемам и методам индивидуально ориентированного воздействия учителя на личность младшего школьника. Отдельной темой включается в программу законодательная база учета и защиты прав ребенка.

3 раздел посвящен дидактике. Здесь анализируются научные основы обучения, его сущность и функции. Изучается история становления дидактических систем, а также основные современные методики обучения младших школьников. Подробно рассматривается процесс обучения младшего школьника как совокупность необходимых элементов его составляющих. Особое внимание уделяется причинам неуспеваемости и способам работы с неуспевающими.

4 раздел посвящен управлению образовательными системами на всех уровнях образовательной работы.

Изучения курса предполагает лекционные, практические и семинарские занятия. Ведущими методами изучения педагогической теории должны стать самостоятельная работа студентов, дискуссии по основным проблемам, изучение и анализ работ дидактов и учителей прошлого и настоящего, изучение и обсуждение видео-, фото- и иных мультимедиа- материалов по работе с младшими школьникам, проводимой в лучших образовательных учреждениях как в РФ, так и за рубежом. Предполагается также выполнение студентами самостоятельной исследовательской научной и практической работы по темам курса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Теоретико-методологические основы педагогики.


1. Педагогика как наука. Важнейшие категории педагогики.

Педагогика - наука о воспитании и образовании; объект и предмет педагогической науки; задачи педагогики; функции педагогики; характеристика важнейших категорий педагогики.

Основные понятия: педагогика, педагогика начального образования, воспитание, образование, обучение, система педагогических наук, объект педагогики, предмет педагогики, задачи педагогики.


2. Взаимосвязь педагогической, теории и практики. Meтоды научно-педагогического исследования

Место научно-исследовательской работы в процессе обучения в ВУЗе. Методологический, теоретический, эмпирический уровень исследования. Понятие "метод исследования"; теоретические, эмпирические, математические методы; принципы выбора методов исследования: принцип совокупности методов исследования; принцип адекватности методов существу изучаемого явления.

Специфика организации написания курсовых и дипломных работ. Понятие темы исследования, объекта и предмета исследования. Выработка умения формулировать цели и задачи исследования, видеть взаимосвязь рассматриваемых понятий, их роль и значение для успешного выполнения научного исследования. Понимание термина «гипотеза исследования». Формирование навыка построения и формулирования гипотезы исследования. Порядок выполнения и построения научной работы. Анализ литературы, реферирование, библиография. Оформление работы.
Основные понятия: методология, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы исследования, педагогический эксперимент.


3. Воспитание как предмет педагогической науки. Понятие «воспитание» в педагогике .

Категория «воспитание» в педагогике.Сущность процесса воспитания. Особенности процесса воспитания : целенаправленность, многофакторность, деятельность, отдаленность результатов, непрерывность, комплексность, вариативность, цикличность.

Основные понятия: личность, индивидуальность, объект воспитания, субъект воспитания, развитие, наследственность, среда.


4 . Личность ребенка как объект и субъект воспитания.

Биосоциальная природа личности. Развитие личности. Биологические, социальные, педагогические факторы развития личности. Воспитание – ведущий фактор формирования личности. Личностный подход к воспитанию. Деятельностный подход к воспитанию

Основные понятия: воспитание, процесс воспитания.


5. Понятие воспитанности человека. Формирование воспитанности в младшем школь ном возрасте.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Воспитанность - степень соответствия личностного развития цели воспитания. Критерии воспитанности. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Основные понятия: воспитанность, критерии воспитанности, диагностика воспитанности..


6. Целостный педагогический процесс.

Целостность педагогического процесса как методологический принцип. Структура педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Функции ЦПП. Закономерности и принципы ЦПП. Движущие силы ЦПП. Этапы ЦПП.

Основные понятия: педагогический процесс, целостность педпроцесса, компоненты педпроцесса, закономерности и принципы педпроцесса, движущие силы педпроцесса.


II. Теория и методика воспитания.


7. Цель и функции школьного воспитания. Особенности общения и совместной деятельности субъекта и объекта воспитания в различных воспитательных системах.

Цель как компонент педагогической деятельности. Иерархия целей воспитания. Особенности общения и совместной деятельности субъекта и объекта воспитания в различных воспитательных системах: традиционная (гербартианская) модель воспитания; гуманистическая воспитательная система, альтернативные системы воспитания.

Основные понятия: субъект воспитания, объект воспитания, система воспитания, цель воспитания, субъектная позиция воспитателя, субъектная позиция воспитанника, самовоспитание.


8. Теория воспитывающего обучения (ТВО) и ее реализация в современной образовательной системе.

Взаимосвязь обучения и воспитания. Реализация воспитывающего обучения в опыте школ (на конкретном примере). Социо-культурологическая концепция воспитания Н.Е. Щурковой как современное выражение ТВО. Программа воспитания младших школьников Н.Е. Щурковой.

Основные понятия: воспитывающее обучение, программа воспитания.


9. Теория воспитательного коллектива и ее реализация в современной образовательной системе.

Развитие теории воспитательного коллектива в отечественной педагогике (А.С. Макаренко - В.А. Сухомлинский – И.П. Иванов - В.А. Караковский). Теория воспитательных систем ( Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.В. Гаврилин). Отличительные признаки воспитательной системы:

- концептуальная целостность; интеграция воспитательных воздействий на основе системообразующей деятельности; широкое использование методики КТД; развитие и гуманистическая окраска неформальных отношений;«творчество на всех этажах системы»; плодотворное взаимодействие с наукой.

Реализация теории воспитательного коллектива - теории воспитательных систем в опыте школ (на конкретном примере).

Основные понятия: коллектив, теория коллектива, воспитательная система, КТД (коллективное творческое дело), сотрудничество.


10. Воспитательная деятельность педагога.

Деятельность как средство воспитания личности, базовые виды деятельности человека. Совместная деятельность - основа успеха при формировании коллектива. Методы, приемы, средства воспитания. Проблема классификации методов воспитания. Классификация методов Ю.К. Бабанского, З.И. Васильевой. Игра как средство воспитания. Общение как средство воспитания. Педагог как организатор деятельности детей. Режиссура коллективных творческих дел.

Методики воспитательной работы. Методика коллективной творческой деятельности как современная педагогическая технология.

Основные понятия: методы, приемы, средства воспитания, классификация методов воспитания.


11. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника.

Характеристика коллектива как высокоразвитой группы. Признаки коллектива. Функции коллектива. Педагогическое руководство коллективом. Этапы формирования коллектива. Совместная деятельность - основа успеха при формировании коллектива. Личность и коллектив.

Основные понятия: признаки коллектива, функции коллектива, этапы формирования коллектива.


12. Приемы индивидуального педагогического воздействия, понятие, классификация, опыт применения.

Значение индивидуального подхода в формировании личности младших школьников. Индивидуальный подход - гамма персональных и коллективных педагогических средств воздействия на отдельного ученика в процессе обучения и воспитания.

Изучение личности ученика - основа индивидуального подхода. Приемы онструктивного взаимодействия с ребенком. Технология индивидуальной работы Н.Е. Щурковой ("Открытие "Я", соучастие в общении, возвышение личности).

Основные понятия: индивидуальный подход, личность ребенка, методы и приемы изучения личности ребенка, взаимодействие


13. Взаимодействие школы, семьи, учреждений дополнительного образования в воспитании школьников.

Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Сотрудничество школы с учреждениями дополнительного образования. Детский оздоровительный лагерь как образовательное пространство. Проблемы детского общественного движения в современных условиях.

Основные понятия: семья как социальный институт, взаимодействие школы и семьи, учреждения дополнительного образования, детские общественные движения, объединения, организации, клубы.


14. Прогнозирование результатов и планирование воспитательной работы в начальной школе. Виды и формы воспитательного плана. Разработка конспекта внеклассного занятия. Требования к планированию воспитательной работы. Поэтапный характер планирования воспитательной работы. Разнообразные формы планирования воспитательной работы. Составление плана воспитательной работы (основные компоненты плана воспитательной работы).

Основные понятия: прогнозирование, планирование, воспитательный план, формы планирования


15. Социально-психологическая и педагогическая защита ребенка.

Конвенция о правах ребенка 1989г. Основное содержание Конвенции ООН. Отражение идей Конвенции в педагогической практике Р.Ф. Закон РФ «Об образовании». Основные принципы государственной политики в области образования.

Основные понятия: Конвенция о правах ребенка, законы об образовании, семье, ребенке, принципы государственной политики в сфере образования.


III. Дидактика


16. Сущность и функции обучения.

Понятие о процессе обучения. Закономерности процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения. Функции процесса обучения. Структура процесса обучения. Процесс усвоения знаний.

Основные понятия: обучение, закономерности обучения, принципы обучения, функции обучения, структура процесса обучения.


17. Становление современных дидактических систем .

Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Понятие "дидактическая система". Традиционная дидактическая система (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт). Педоцентристская дидактическая система (Д.Дьюи). Развитие идей прошлого в современных дидактических системах (развивающее обучение, альтернативные дидактические системы).

Основные понятия: дидактика, дидактическая система, традиционная дидактическая система, педоцентристская дидактическая система


18. Дидактическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова (ДС РО).

Концептуальные положения ДС РО (понятия о цели обучения, принципах ДС). Содержание обучения в данной ДС. (Принцип построения программы на основе ведущих отношений науки, примеры отличий программы в традиционной и развивающей ДС. Методы и формы обучения, применяющиеся в ДС РО.

Основные понятия: система развивающего обучения, содержание обучения, методы и формы обучения.


19. Дидактическая система общего развития Л.В. Занкова (ДСОР).

Концептуальные положения ДС Л.В. Занкова. (Цели и принципы обучения.) Содержание обучения в ДС Л.В. Занкова. Методы и формы обучения в ДС Л.В. Занкова. Роль эмоционального и рационального в обучении мл. школьников. Отличия развивающих систем Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Основные понятия: система развивающего обучения Л.В.Занкова, методы и формы обучения.


20. Мотивационно-целевой компонент процесса обучения.

Знания как категория педагогики. Виды знаний. Качества знаний. (Классификация А.К. Марковой). Учебные умения как категория педагогики. Виды учебных умений (классификации Т.А. Ильиной, В.В. Давыдова). Триединая дидактическая цель как дидактическое понятие. Целевой план действия учителя на уроке. Мотивация учения. Методы обучения, способствующие формированию мотивации учения школьников.

Основные понятия: учебные умения, виды учебных умений, мотивация учения, способы формирования мотивации, методы обучения, способствующие формированию мотивации.


Содержательный компонент процесса обучения.

21. Содержание образования в начальной школе. Государственный образовательный стандарт, его роль в обеспечении качества образовательного процесса.

Понятие и сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Стандарт образования - содержательное ядро образования. Анализ образовательного стандарта начального образования. .

Основные понятия: содержание образования, государственный образовательный стандарт.


22. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования.

Учебный план - нормативный документ, направляющий деятельность школы. Структурные компоненты и виды учебного плана. Учебная программа - нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний ,навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Способы построения учебной программы. Структура учебной программы. Учебная литература. Учебник. Структурные компоненты учебника. Требования к его оформлению и содержанию. Многообразие учебной литературы для начальной школы. Принцип отбора учебной, литературы.

Основные понятия: учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник, учебно-методический комплект.


Операционно-действенный компонент процесса обучения.

23. Методы, приемы, средства обучения.

Понятия "метод", "прием", "средство" обучения. Классификации методов обучения. Характеристика методов и приемов обучения на основе одной из классификаций Характеристика средств обучения.

Основные понятия: метод, прием, средство обучения, классификация методов обучения


24. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

Теория учебной деятельности В.В. Давыдова. Зона ближайшего развития младшего школьника. Формирование учебной деятельности младшего школьника.

Основные понятия: учебная деятельность, зона ближайшего развития.


Контрольно-регуляционный и оценочно-результативный компоненты процесса обучения

25. Система и методы контроля ЗУН младших школьников.

Функции контроля ЗУН . Педагогические требования к контролю.

Текущая и итоговая проверка ЗУН, формы учета. Методы контроля.

Основные понятия: контроль, формы контроля, функции контроля, текущий и итоговый контроль.


26. Проблема оценки знаний, умений, навыков школьников в педагогике.

Понятия «оценка» и «отметка». Теория содержательной оценки Ш.А. Амонашвили. Теория парциальной отметки Б.Г Ананьева. Виды и формы учета ЗУН.

Основные понятия: оценка и отметка


27. История развития форм организации обучения. Урок как основная форма организации учебного процесса.

История развития форм организации обучения (классно-урочная система, белланкастерская система, мангеймская система, дальтон-план и др.) Урок как основная форма организации учебного процесса (ФОУП). Характеристика урока как основной ФОУП. Основные типы уроков. Отражение характера взаимодействия учителя и уч-ся в структуре урока.

Основные понятия: классно-урочная система, урок, типы уроков


28. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. Планирование учебного процесса.

Основные понятия: планирование учебного процесса, критерии оценки урока, виды планирования


29. Формы организации обучения.

Понятие о формах организации обучения. Внешние и внутренние признаки форм организации обучения. Различные подходы к классификации форм организации обучения (в зависимости от числа учащихся; в зависимости от дидактической цели; в зависимости от комплекса признаков). Общие: индивидуальная, групповая, коллективная формы организации обучения и специальные формы организации обучения.

Основные понятия: формы обучения, классификация форм обучения.


30. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальных классах.

Многообразие форм организации обучения в начальной школе. Значение домашней самостоятельной работы в обучении младших школьников. Требования к организации ее подготовки. Экскурсия как одна из форм обучения младших школьников. Классификация и методика проведения. Консультации, факультативы, дополнительные занятия. Характеристика и особенности их проведения в начальной школе.

Основные понятия: формы организации обучения, воспитания, учебного процесса, формы и виды внеурочной деятельности ученика и учителя, экскурсия, домашнее задание, консультация, факультатив, дополнительное занятие


31. Виды обучения. Проблемное обучение.

Характеристика проблемного обучения. Структура проблемного урока. Приемы создания проблемной ситуации (столкновение знаний и требований задачи; постановка вопроса, требующего перестройки знаний, новой организации знаний; столкновение двух взглядов).

Основные понятия: виды обучения, проблемное обучение


32. Виды обучения. Программированное обучение.

Характеристика программированного обучения. Виды программированного обучения. Информатизация обучения.

Основные понятия: программированное обучение


33. Пснхолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника.

Характеристика развития познавательной сферы мл. школьника. Учет психологических особенностей младшего школьника в организации учебно-воспитательного процесса.

Основные понятия: познание, познавательная сфера, познание в младшем школьном возрасте, младший школьник, психологические особенности младшего школьника


34. Проблемы неуспеваемости младших школьников.

Причины неуспеваемости младших школьников. Особенности развития познавательной сферы мл. школьников, ведущих к неуспеваемости и методы его коррекции. Особенности индивидуального развития и развития личностной сферы младших школьников, ведущих к неуспеваемости, методы их коррекции. Педагогические причины неуспеваемости. Индивидуальная работа учителя с неуспевающими детьми.

Основные понятия: успешность обучения, неуспешность, неуспеваемость младшего школьника, коррекция, коррекционная деятельность, методы коррекции


IY. Управление образовательными системами.


35. Понятие и роль непрерывного образования личности в современных условиях. Закон РФ об образовании.

Характеристика основных структурных компонентов системы образования. Государственно-общественный характер управления системами образования.

Основные понятия: непрерывное образование, непрерывность образования, структурные компоненты системы образования, управление системами образования


36. Основные понятия научного управления.

Принципы научного управления. Понятие о функциях – отражающих основное содержание управленческой деятельности. Методы управления как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций. Управленческое решение – основа управленческих воздействий. Условия как фактор успешного достижения целей и задач научного управления (педагогического менеджмента).

Основные понятия: принципы управления образовательными системами, функции управления, методы управления


37. Структура управления школой. Аттестация педагогических кадров.

Органы управления школой (по Закону РФ об образовании).Взаимодействие школы и органов образования.Аттестация педагогических кадров.

Основные понятия: органы управления образованием, аттестация


38. Характеристика внутришкольного контроля.

Контроль – важнейшая функция управления. Дидактические требования к содержанию и методам контроля. Условия эффективности педагогического контроля. Виды контроля. Способы контроля.

Основные понятия: внутришкольный контроль, виды контроля


39. Методическая деятельность школы.

Понятия «квалификация», «профессиональное мастерство», «методическая подготовка».

Организация методической работы школы: функции педагогического совета, метод совет школы, работа предметно-цикловых комиссий, методобъединений школы, проведение государственной аттестации. Внедрение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в школьную практику.

Основные понятия: понятие квалификации, педагогическое мастерство, методическая работа школы, педагогический совет, методический совет, методическое объединение, предметно-цикловая комиссия

V раздел. История воспитания и начального образования.

   1.

      Общее понятие истории педагогики и образования как области научного знания. Развитие теории воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Влияние на характер воспитания детей природных, исторических и социальных условий развития, религии. Народная педагогика. Средства народной педагогики. Содержание народной педагогики. Влияние народной педагогики на педагогическую теорию и практику воспитания и образования.
   2.

      Школа и педагогическая мысль за рубежом и в России. Школьное дело в 13-17 века. Типы начального обучения в зарубежной и российской школе.
   3.

      Школа 18 века. Особенности воспитания. Социальная и региональная дифференциация воспитания и образования. Типы народных школ. Книги для учащихся.
   4.

      Школа и педагогическая система в Росси и за рубежом в 19 – начале 20 века. Типы народных школ. Подготовка учителей начальной школы. Вклад выдающихся педагогов того времени в развитие образования. Идеи свободного воспитания в начальном образовании.
   5.

      Народное образование после 1917 года. Идея всеобщего обязательного образования. Особенности содержания, методов и организационных форм обучения. Идеи начального образования, воспитания, развития в трудах известных педагогов 20 века.
   6.

      Особенности и концепции начального образования в конце 20 – начале 21 века. Этнопедагогика. Межнациональный компонент педагогического процесса. Содержание, формы и методы работы в современной начальной школе.

Основные понятия: история педагогики, история образования, народная педагогика, народная школа, типы народных школ, свободное воспитание, содержание и формы свободного воспитания, межнациональное общение, этнопедагогика.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

   1.

      Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева – М., 1988.
   2.

      Дьяченко В.К. Дидактика. – М., 2006.
   3.

      Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.
   4.

      Закон об образовании. – М., 1996.
   5.

      Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
   6.

      Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – М., 2002.
   7.

      Караковский В.А. Воспитательная система школы. – М., 1992.
   8.

      Краевский В.В. Методы педагогического исследования. – Самара, 1994.
   9.

      Латышина Д.И. История педагогика. – М., 2003.
  10.

      Методы педагогического исследования /Под ред. А.И.Пискунова, В.Г.Воробьева - М., 1979.
  11.

      Скаткин М.Н. Методологич и методы педагогического исследования. – М., 1986.
  12.

      Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. – М., 2002.
  13.

      Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2000.
  14.

      Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2001.
  15.

      Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»


РАЗДЕЛ 1.

Педагог как профессия и как миссия.

ТЕМА 1.

Сотворение личности ребенка - главная педагогическая миссия

Детство – величайшая эпоха человека. Роль семьи и школы в становлении личности ребенка. Предназначение педагога.

ТЕМА 2.

Профессионально-значимые и личностные качества педагога

Характеристика качеств личности педагога. Педагогические способности.

ТЕМА 3

Характеристика педагогической деятельности.

Целенаправленность педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности. Секреты педмастерства.


РАЗДЕЛ 2.

Пути овладения педагогической профессией

ТЕМА 4

Содержание и структура освоения педагогической профессии

Знания, умения, навыки учителя, воспитателя. Грани педагогической профессии. Система педагогического профессионального образования.

ТЕМА 5

Саморазвитие – ведущий путь профессионально-личностного совершенствования педагога

Книга – главный источник саморазвития, самообразования. Методика изучения литературных источников. Методика подготовки доклада. Методика подготовки устного выступления.

ТЕМА 6

Творчество в педагогике

Педагогическое мастерство – высший уровень педагогического творчества. Творческий характер педпрофессии. Выдающиеся мастера педагогического труда.


РАЗДЕЛ 3.

Личность ребенка и особенности ее становления

ТЕМА 7

Личность как субъект и объект воспитания

Развитие личности как сложный эволюционный процесс. Воспитание как восхождение ребенка к ценностям современной культуры

ТЕМА 8

Особенности духовно-нравственного становления детской личности.

. Коммуникативный характер педагогической профессии, основы педагогического общения. Педагогическая ситуация как единица педпроцесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

   1.

      Бережнова Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М,2006
   2.

      Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. – М., 1999
   3.

      Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., Генезис, 1999
   4.

      Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: Практикум: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов. – М., 2001.
   5.

      Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение:Кн. Для старшеклассников _ М.: Просвещение, 1986
   6.

      Окунев А.А. Как учить не уча. - СПб:Питер Пресс, 1996
   7.

      Педагогический поиск. – М., 1996
   8.

      Основы педагогического мастерства / ред. И.И. Зязюна. – М. 1998
   9.

      Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». – М. 1999
  10.

      Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М, 2000
  11.

      Соловейчик С.Л. Воспитание школы: Статьи для своей газеты. – М.,2002


ПРОГРАММА
по курсу «Основы специальной педагогики»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы специальной педагогики начального обучения» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта содержания и уровня подготовки выпускников-педагогов всех недефектологических специальностей.

Знание основных положений курса необходимо в связи с тем, что среди поступающих в начальную школу детей сегодня существенно увеличилось количество детей как с явно выраженными отклонениями в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, ранний детский аутизм), так и с различными задержками либо дефектами психического развития, детей с признаками педагогической запущенности, детей из неблагополучных или социально неадаптированных семей.

Для обучения детей первой группы сложилась устойчивая система специальных коррекционных образовательных учреждений. С детьми же второй группы необходимо работать в рамках общеобразовательной школы. Поиск методов обучения таких учащихся активно ведется в настоящее время. Существуют как уже зарекомендовавшие себя методы и приемы работы с такими детьми, так и экспериментальные модели, требующие практического подтверждения и доработки.

В пределах курса, рассчитанного всего на 10 лекционных и 6 практических часов, прежде всего необходимо, на наш взгляд, познакомить студентов с особенностями педагогического воздействия на детей, обозначенных групп; дать общее представление о направлениях и методах такой работы, как в сфере обучения и воспитания, так и в сфере педагогической коррекции ребенка с отклонениями в психическом, физическом, эмоциональном или социальном развитии. Также представляется необходимым познакомить студентов с опытом работы ведущих российских и зарубежных специалистов в данной области.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

   1.

      Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также социальной адаптации таких детей. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
      Основные понятия: специальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика, аномальные дети, социальная адаптация.
   2.

      Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация. Социальная адаптация. Состояние современной системы коррекционно-развивающего обучения. История развития российской психологии и педагогики коррекционно-развивающего обучения. Понятие школьной дезадаптации как следствие несоответствия психофизиологических возможностей ребенка, его здоровья и уровня развития требованиями школьного образования. Адаптационные нарушения как следствие конфликта между ребенком и условиями школы. Характеристика факторов школьной дезадаптации. Педагогическая типология детей «риска».
      Основные понятия: коррекционная педагогика, педагогическая и психологическая коррекция, компенсация, дети «риска», коррекционно-развивающее обучение, адаптация, дезадаптация, школьная дезадаптация, адаптационные нарушения.
   3.

      Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Дифференцированные типы коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-развивающие группы в дошкольных образовательных учреждениях, классы компенсирующего обучения в общеобразовательной школе. Критерии отбора детей в классы компенсирующего обучения. Требования к педагогам, работающим в таких кассах. Формы коррекционной помощи детям с трудностями в рамках обычного учебного процесса при условии внутриклассной дифференциации. Форма коррекционной работы во внеурочной деятельности школы. Поиск новых форм коррекционно-развивающей работы.
      Основные понятия: коррекционно-развивающий образовательный процесс, компенсирующее обучение, классы компенсирующего обучения, коррекционная педагогическая помощь
   4.

      Принципы и психолого-педагогические особенности учебного процесса при коррекционно-развивающем обучении. Коррекционно-развивающие программы. Организационные требования к образовательному процессу. Содержание коррекционного образования и способы его методической организации.
      Основные понятия: принципы коррекционного обучения, коррекционно-развивающие программы, методы образовательной коррекции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1.

      Гониев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2001.
   2.

      Гуровец Г.В., Московкина А.Г. Психопатология детского возраста. - М., 2006.
   3.

      Дубровина И.В. Психокорреционная и развивающая работа с детьми. – М., 1998.
   4.

      Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994.
   5.

      Кондратьева В.Н. Педагогика. Коррекционная педагогика с основами социальной психологии. – М., 2006.
   6.

      Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М., 2001.
   7.

      Подласый И.П. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
   8.

      Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. и др. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.
   9.

      Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1998.
  10.

      Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. – М., 2006.


Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров


Кафедра педагогики и методики начального образования




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины


ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины


Форма обучения очная











Москва – 2011

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры педагогики и методики начального образования _____________, протокол ________.


Составитель: кандидат педагогических наук Захарова И.М.


Заведующий кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кикоин Е.И.



Часть 1. Тематическое планирование


Тематическое планирование по курсу «Педагогика. Педагогика начального образования» (1 семестр, 1 курс)


Дата
	

Тема занятия
	

Вид

занятия
	

Количество

часов


	

Педагогика как наука и учебный предмет. Предмет и задачи курса. Педагогический процесс как целостное явление. Специфика организации педагогического процесса в начальной школе.
	

лекция
	

6


	

Ребенок как субъект педагогического процесса. Позиция учителя в учебно-воспитательном процессе. Специфика позиции учителя в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.


Ребенок у учебно-воспитательном процессе современной школы (Амонашвили, Сухомлинский, собственный опыт)
	

лекция








практическое

занятие
	

4









2


	

Воспитание в структуре педагогического процесса. Цели обучения и воспитания.


Взаимосвязь цели воспитания, обучения и всех компонентов педагогического процесса.
	

лекция



практическое занятие
	

4




2


	

Содержание воспитания, методы воспитания в целостном педагогическом процессе.


Система работы укол. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы.
	

лекция






практическое

занятие
	

4







2


	

Коллектив учащихся как объект и субъект воспитания.


Система работы школ (авторские школы; анализ опыта работы Амонашвили, Сухомлинского, Караковского, Тубельского и др.)
	

лекция




практическое занятие
	

2





4


	

Взаимосвязь проблем воспитания и самовоспитания. Педагогические проблемы взаимосвязи школы и семьи.
	

практическое

занятие
	

4



Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования. История педагогики» (3 семестр, 2 курс)


Дата
	

Тема занятия
	

Вид

занятия
	

Количество

часов


	

Общее понятие истории педагогики и начального образования как области научного знания.
	

лекция
	

2


	

Развитие воспитания, начального образования и педагогической мысли в истории мировой культуры (происхождение воспитания в первобытном обществе, народная педагогика; развитие педагогической мысли в рабовладельческом обществе, Византии, Средневековой Европе, в эпоху Возрождения)
	

лекция
	

4


	

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском культуре 13-17 вв.

Школа и педагогическая мысль России 18 века.
	

лекция
	

4


	

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы 17-18 вв.

Развитие начальной школы в странах Западной Европы и США в 19 веке.

Развитие начальной школы в странах Западной Европы и США в 20 веке
	

лекция
	

6


	

Система начального образования в России в 19 – начале 20 века. Народное образование.
	

лекция
	

2


	

Система начального образования в России в 20 веке..
	

лекция
	

2


	

Особенности концепции развития начального образования в конце 20 – начале 21 века.
	

лекция
	

2


	

Возникновение и развитие гуманистической педагогики. Авторитарная и гуманистическая педагогика.
	

практическое занятие
	

2


	

Народная педагогика. Ее истоки. Развитие народной педагогики сегодня.
	

практическое занятие
	

2


	

Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского.
	

практическое занятие
	

2


	

Педагогическая система К.Д.Ушинского.
	

практическое занятие
	

2


	

Идея школы свободного воспитания и ее развитие в практике работы начальной школы.
	

практическое занятие
	

2


	

Педагогические идеи В.А.Сухомлинского.
	

практическое занятие
	

2


Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования: Основы НИР»


Дата
	

Тема занятия
	

Вид

занятия
	

Количество

часов


	

Общее понятие о научно-исследовательской работе. Понятие о различных формах НИР. Общее представление о методологии педагогической науки и о методологии педагогического исследования.
	

лекция
	

6


	

Организация педагогического исследования. Методологические основы НИР.
	

практическое

занятие
	

2


	

Методы педагогического исследования.
	

лекция
	

2


	

Роль, место, задачи и особенности организации и проведения педагогического исследования.
	

практическое

занятие
	

2


	

Специфика подготовки, написания, оформления и защиты курсовых и дипломных работ.
	

лекция
	

2


	

Работа с литературными источниками. Библиография. Конспектирование. Реферирование. Обоснование темы исследования. Защита работы.
	

практическое

занятие
	

2
Тематическое планирование по курсу «Педагогика. Педагогика начального образования» (2 семестр. 1 курс.)

Дата
	

Тема занятия
	

Вид

занятия
	

Количество

часов


	

Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность процесса познания, специфика процесса познания в младшем школьном возрасте. Учет данной специфики в организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
	

лекция
	

4


	

Современные концепции и технологии организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
	

лекция
	

2


	

Реализация функций педагогического процесса в начальной школе. Чувственное и абстрактное обучение младшего школьника.
	

лекция
	

2


	

Формирование умения учиться у детей младшего школьного возраста.
	

лекция
	

2


	

Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт. Виды образовательных программ. Вариативность учебного плана, учебников и учебных пособий, методик и технологий образовательного процесса в начальной школе.
	

лекция
	

2


	

Методы обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала. Классификация методов.
	

лекция
	

4


	

Форма организации обучения в начальных классах. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Интегрированный урок.
	

лекция
	

4


	

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Диагностика развития личности ребенка. Современные формы контроля и оценки знаний.
	

лекция
	

4


	

Современные концепции и технологии организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
	

практическое

занятие
	

2


	

Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт. Виды образовательных программ. Вариативность учебного плана, учебников и учебных пособий, методик и технологий образовательного процесса в начальной школе.
	

практическое

занятие
	

2


	

Методы обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала. Классификация методов.
	

практическое

занятие
	

2


	

Форма организации обучения в начальных классах. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Интегрированный урок.
	

практическое

занятие
	

2


	

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Диагностика развития личности ребенка. Современные формы контроля и оценки знаний.
	

практическое

занятие
	

2



Тематическое планирование по курсу «Педагогика начального образования. Специальная педагогика» (3 семестр, 2 курс)


Дата
	

Тема занятия
	

Вид

занятия
	

Количество

часов


	

Понятие, сущность специальной педагогики. Основные категории. Основные отрасли специальной педагогики.
	

лекция
	

6


	

Понятие, сущность, принципы психолого-педагогической коррекции и компенсации.
	

лекция
	

2


	

Организация коррекционно-развивающего обучения. Требования к программам психолого-педагогической коррекции. Содержание, методы, приемы их реализации.
	

лекция
	

2


	

Система коррекционно-развивающего образования.
	

практическое

занятие
	

2


	

Содержание, принципы, формы и методы воспитания, образования, развития ребенка. Роль самостоятельности, самоанализа, самовоспитания в решении вопросов образования, воспитания и развития детей данной категории.
	

практическое занятие
	

2


	

Использование опыта работы Марии Монтессори в практике коррекции, компенсации, социальной реабилитации детей.
	

практическое

занятие
	

2


Часть 2. Методические материалы и разработки
Примерные темы курсовых и дипломных работ

   1.

      Воспитательный потенциал обучения письму младших школьников.
   2.

      Воспитание толерантности у младших школьников.
   3.

      Оценка и отметка в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
   4.

      Цвет как компонент эстетического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
   5.

      Теория свободного воспитания и современный учебно-воспитательный процесс.
   6.

      Нравственное воспитание младших школьников.
   7.

      Патриотическое воспитание младших школьников.
   8.

      Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
   9.

      Воспитание дисциплины у детей младшего школьного возраста.
  10.

      Особенности формирования коллектива в начальной школе.
  11.

      Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
  12.

      Использование метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.
  13.

      Метод портфолио как средство развития самостоятельности младших школьников.
  14.

      Мультимедийные технологи в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
  15.

      Игра в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
  16.

      Интегративный урок как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
  17.

      Формирование умения учиться у детей младшего школьного возраста.
  18.

      Универсальные учебные действия и эффективность общего развития и воспитания младшего школьника.
  19.

      Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в работе с универсальными учебными действиями.
  20.

      Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня / школы полного дня.
  21.

      Развитие творческих способностей младшего школьника в условиях группы продленного дня.
  22.

      Педагогическое руководство самовоспитанием младшего школьника.
  23.

      Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании младшего школьника.
  24.

      Досуговая деятельность как средство развития личности младшего школьника.
  25.

      Педагогическое обеспечение семейного воспитания.
  26.

      Толерантность как педагогическая проблема.
  27.

      Оценка и отметка как компоненты учебно-воспитательного процесса.
  28.

      Графология и ее возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
  29.

      Использование метода работы М.Монтессори в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.
  30.

      Метод М.Монтессори и новый образовательный стандарт начальной школы.
  31.

      Теория свободного воспитания.
  32.

      Эстетическая беседа как метод воспитания младшего школьника.
  33.

      Предупреждение и преодоление неуспеваемости младшего школьника.
  34.

      Предупреждение трудновоспитуемости младшего школьника.

Каждая из тем может быть использована и для курсовой и для дипломной работы. При написании курсовой работы предполагается реализация преимущественно теоретического аспекта исследования. При написании дипломной работы, кроме теоретической части, предполагается серьезная самостоятельная практическая работа студента по обозначенной проблеме, разработка педагогического эксперимента, проведение его в условиях реального учебно-воспитательного процесса, апробация результатов работы в собственной практической педагогической деятельности.


Форма итоговой аттестации по истории педагогики (презентация проблемы)

Предполагается, что для итоговой аттестации по курсу студентом избирается некая проблема, которая ложится в основу итогового проекта: студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) проводит сбор и анализ материала по проблеме, формирует и аргументирует собственное мнение, технически оформляет итоги своей деятельности в виде мультимедийного проекта (презентации, клипа, видеофильма).

Итоговая аттестация по курсу истории педагогики проходит в форме защиты проектов, когда студент представляет избранную проблему, высказывает свою точку зрения, отвечает на вопросы однокурсников и преподавателя, защищая и аргументируя свою позицию.
Примерный круг проблем:

   1.

      Появление и развитие кадетского образования в России.
   2.

      Развитие женского образования в России.
   3.

      Развитие женского образования в мире.
   4.

      Появление и развитие начального образования в России.
   5.

      Теория свободного воспитания в теории и истории педагогики.
   6.

      Использование педагогического метода М.Монтессори в практике работы современной начальной школы.
   7.

      Педагогические идеи Л.Толстого в практике работы начальной школы. История и современность.
   8.

      Проблема наказания в школьной практике. История и современность.
   9.

      Народная педагогика и возможности ее использования в семейном воспитании.
  10.

      Народная педагогика и возможности ее использования в современном воспитательном процесса начальной школы.
  11.

      Учебная книга в учебно-воспитательном процессе. История и современность.



Вопросы к экзамену

   1.

      Общее понятие о педагогике. Ее предмет, цели, задачи, функции. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
   2.

      Понятие о методологии педагогики. Методы педагогического стиля преподавателя.
   3.

      Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Социальные и биологические факторы развития личности.
   4.

      Состав педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
   5.

      Целеполагание в педагогике. Цель как компонент педагогической деятельности.
   6.

      Педагогический процесс. Сущность, структура, закономерности и принципы.
   7.

      Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его структура.
   8.

      Современные дидактические концепции.
   9.

      Закономерности и принципы процесса обучения.
  10.

      Понятие о содержании образования. Государственный образовательный стандарт. Документы, регламентирующие содержание образования.
  11.

      Классификация методов обучения.
  12.

      Понятие о методах, приемах обучения. Условия выбора методов обучения.
  13.

      Характеристика видов обучающего воздействия.
  14.

      Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения.
  15.

      Понятие организационных форм обучения. Общие и частные формы организации обучения.
  16.

      Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования.
  17.

      Оценка знаний учащихся как компонент учебного процесса.
  18.

      Формирование умения учиться у детей младшего школьного возраста.
  19.

      Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
  20.

      Закономерности и принципы воспитания.
  21.

      Базовые концепции воспитания и развития личности.
  22.

      Понятие о содержании воспитания.
  23.

      Духовное развитие личности и педагогические проблемы становления мировоззрения.
  24.

      Понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и применения методов воспитания.
  25.

      Понятие о коллективе, учебной группе. Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
  26.

      Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Стадии становления и развития коллектива. Педагогические условия формирования коллектива.
  27.

      Взаимодействие семьи, школы, дошкольных учреждений, социальных институтов в педагогическом процессе.
  28.

      Конвенция о правах ребенка. Ее роль и место в педагогическом процессе современной школы.
  29.

      Закон «Об образовании». Его роль и место в педагогическом процессе современной школы. Перспективы совершенствования системы образования.
  30.

      Предмет, задачи и функции управления педагогическими системами. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы.
  31.

      Принципы управления педагогическими системами.
  32.

      Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения. Законодательная база системы образования. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
  33.

      Органы руководства образованием на различных уровнях, специфика их деятельности.


Темы рефератов по курсу «Специальная педагогика»

   1.

      Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями интеллекта.
   2.

      Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта.
   3.

      Педагогическая система образования лиц с нарушениями интеллекта.
   4.

      Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития.
   5.

      Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.
   6.

      Педагогические особенности образования лиц с задержкой психического развития.
   7.

      Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи.
   8.

      Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
   9.

      Педагогические особенности образования лиц с нарушениями речи.
  10.

      Дислексия как педагогическая проблема.
  11.

      Дисграфия как педагогическая проблема.
  12.

      Современные причины развития нарушений функций говорения и письма у здоровых детей.
  13.

      Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.
  14.

      Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха.
  15.

      Педагогическая система образования лиц с нарушениями слуха.
  16.

      Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения.
  17.

      Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения.
  18.

      Педагогическая система образования лиц с нарушениями зрения.
  19.

      Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушений.
  20.

      Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП.
  21.

      Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  22.

      Педагогическая система образования лиц с ДЦП.
  23.

      Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом.
  24.

      Современные пути коррекционно-педагогической помощи детям с ранним детским аутизмом.
  25.

      Педагогическая система образования детей со сложными нарушениями развития.
  26.

      Особенности работы с детьми, имеющими физические и психические нарушения, в условиях общеобразовательной школы.


Примеры вопросов для тестирования

Вычеркните лишнее:

Урок – это…

- метод организации учебного процесса

- средство организации учебной деятельности

- обязательное условие организации учебной деятельности

- форма организации учебной работы

- одна из форм организации учебной работы


Закончите высказывание:

Домашнее задание – это…

Стандарт образования – это…

Стандарт образования необходим для того, чтобы…

Альтернативные школы – это…

Известные мне альтернативные школы за рубежом – это…

Известные мне альтернативные школы в России – это…

Известные мне альтернативные школы в Москве – это…

«Закон об образовании» - это..

«Конвенция о правах ребенка» - это…


Подчеркните нужное:

Опора на положительное – это метод - форма - прием - принцип.

Отметка – необходима - возможна - не нужна – требует осторожности в использовании – способствует объективности оценки учебной деятельности – повышает эффективность обучения – вредит здоровью – дисциплинирует – нервирует – ведет к искажению мотивации обучения (аргументируйте свое решение)


Дайте развернутый ответ:

Отметка и оценка – синонимы?

Без чего может обойтись процесс обучения: без отметки или без оценки?

Какие известные педагогики уделяли особое внимание проблеме отметки?

Назовите педагогов, школы, работающие в «безотметочном» режиме. Какова их аргументация? Результаты работы?


Подберите синонимы:

Социализация –


Перечислите основные задачи, которые помогают решить детские общественные организации, объединения.

Назовите известные Вам детские организации и объединения.


Дайте развернутый ответ:

В чем основное отличие гуманистического и авторитарного подхода к работе с детьми?



Примерные практические задания к экзаменационным билоетам

Практические задания к билету №1


Как бы Вы ответили на вопросы, заданные Ш.А. Амонашвили?

Вспомните, как он сам решал эту проблему?


Личность и цвет чернил


Раньше я не задумывался над тем, каким цветом чернил править письменные работы детей. Красными так красными! Какая разница? Но на днях Лейла заставила меня взглянуть на цвет чернил как на проблему воспитания: она раскрыла свою тетрадь математики, которую я только что вернул ей, и заплакала.

- В чём дело, Лейла?- заволновался я.

Урок прерван. Лела плачет, слёзы капают на раскрытую тетрадь и размазывают красные черточки под допущенными девочкой ошибками.

- Я не могу учить математику!... Не могу решать примеры!...

Что мне делать? .. Я всё время ошибаюсь!.. У меня в тетради только красные линии!...

Я, конечно, успокоил девочку, ободрил её. Но передо мной возникла проблема о возможной связи между цветом чернил и воспитанием личности ребёнка.



Что больше поможет ребёнку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чём лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать его развитию: горечь неудачи или радость успеха?


Практические задания к билету №2


Задача


На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

   1.

      В одном классе даётся задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетрадь в отдельный столбик».
   2.

      В другом классе задание сформулировано иначе: «прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».


Вопросы:

    *

      С какой целью даются эти задания?
    *

      Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий?
    *

      Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?


Практические задания к билету №3



Задача


Познакомьтесь с несколькими приёмами работы учителя.


   1.

      Педагог говорит детям, что ему нужно много упражнений (задач и примеров) по языку или математике, однако оставить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения по языку такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках».

Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение.

   2.

      На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения.

Одновременно педагог сообщает учащимся: «На моём столе в пакетах лежат более сложные задачи. Кто хочет, пусть берёт эти».

Возможен другой вариант этого приёма. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более лёгкие задачи для самостоятельного решения.


Задание:

Какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель, используя эти приёмы в своей работе?



Практические задания к билету №4


Известно, что все первоклассники с большим желанием идут в школу. У них есть потребность и желание занять новое положение среди окружающих – положение школьника и выполнять определенную деятельность, связанную с этим новым положением. Первокласснику в школе все интересно, он, как правило, добросовестно, ответственно, положительно относится к учению. Однако постепенно, к концу II –началу III класса у некоторых детей это положительное отношение к учению начинает гаснуть.

Некоторые учителя констатируют, что тот или иной ученик стал невнимателен, замечен в списывании, уличён во лжи, в прогулах и т.д., и начинают применять известные дисциплинарные методы воздействия: запись в дневник, вызов родителей, оставление после уроков и пр.


Вопросы

   1.

      Можно ли считать угасание интереса естественным, неизбежным?
   2.

      Почему это происходит
   3.

      Что можете предложить для предупреждения негативного отношения детей к учению?



Практические задания к билету №5


   1.

      Проанализируйте ситуацию. Почему В.А. Сухомлинский, зная, что дети не удержатся от соблазна сорвать цветы, не предупредил их, что этого нельзя делать?
   2.

      С какой целью учитель привёл детей на красивую лужайку с цветами?
   3.

      Есть ли необходимость в последовавшей за «проступком» детей беседе? Надо ли повторить прогулку с этой же целью ещё и ещё раз? Почему?


Практические задания к билету №6


Сказка «Репка»

Какие психолого-педагогические проблемы поднимаются и решаются в сказке? «Репка». Какие психолого-педагогические знания необходимы для решения этих проблем?


Практические задания к билету №7


Задача


На уроках в 1 классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п.

Другие, увидев на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволновано указывают: «А Володя три примера пропустил».


Вопросы:

   1.

      Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?
   2.

      Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений в классе?


Практические задания к билету №8


Как бы Вы оценили позицию учителя? Какую цель он преследует?

Какие методы воспитания здесь декларируются?

Какое место занимает этот эпизод в общей системе организации учебно-воспитательного процесса?


Практические задания к билету №9


Как Вы оцениваете предложенные Ш.А. Амонашвили материалы для родителей?

С какой целью они были предложены? Какие основные позиции педагогики отражены в «Заповедях»?



Практические задания к билету №10


Проанализируйте вопросы анкеты. Какую информацию с их помощью может получить учитель? Можно ли её получить иным путём?

Считаете ли Вы целесообразным анкетирование или опрос учащихся в начальной школе? В каком классе? Почему?



Практические задания к билету №11


   1.

      Дайте оценку такому методу воспитательного воздействия на ребят.
   2.

      Чем можно объяснить такое быстрое расположение ребят к новому воспитателю?
   3.

      Какое предположение можно сделать об успехе воспитателя в его работе с детьми?

Практические задания к билету №12


Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. И, убедившись, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму шарика – раскатывали его в «колбаску» спрашивали: « Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?


Дети отвечали (продолжите)……………… Кто проводил подобные эксперименты? Какие выводы были сделаны? Кто и как возражал известному учёному?


Практические задания к билету №13


Закон об образовании – Какие проблемы могут возникнуть у педагога, если он не владеет его знанием. (Стандарты)


Практические задания к билету №14

Вопросы:

Как Вы оцениваете приёмы используемые Ш.А. Амонашвили?

Зачем он это делает?

Как это согласуется с гуманно-личностным подходом педагога к обучению?

Какие обучающие, воспитательные задачи решаются?

Насколько близок данный метод Вам лично? Как Вы к нему относитесь



Практические задания к билету №15

Задача

На уроке чистописания Серёжа заплакал. На вопрос учительницы о том, что случилось, ответил, что неверно и некрасиво написал букву. На это учительница сказала: « Ни один человек не смог сразу сделать всё правильно. Но если стараться, то всё обязательно получится».

Вопросы:

   1.

      Какие индивидуальные особенности ребёнка раскрываются в этой ситуации?
   2.

      Проанализируйте педагогическое общение учителя с позиций его оптимальности.


Практические задания к билету №16


Вопросы:

Для чего учитель предлагает данную работу и именно в такой форме?

Какие проблемы учения, воспитания и развития поднимаются?



Практические задания к билету №17

Наблюдения показали, что некоторые младшие школьники не относят лиственницу к хвойным деревьям, потому что её название якобы противоречит этому; помидоры не относят к овощам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и свёклу.


Почему происходят подобные ошибки?

Какая мыслительная операция недостаточно развита у учащихся?


Практические задания к билету №18


Учебный план

Учебные программы

Показать назначение этих документов, возможности их использования в решении проблем обучения, совершенствования процесса обучения и развития.



Практические задания к билету №19

Задача


Е.Е. Кравцова проводила эксперимент: детям была предложена игра «Барыня прислала 100 рублей»…. («да» и «нет» не говорите, чёрный, белый не берите…Вы поедете на бал?).

Пятилетние дети в эту игру играть не могут, а у шестилетних процент справляющихся достигает 88%.


Задание:

В чём Вы видите причину такого явления?


Практические задания к билету №20

Раскройте сущность высказывания, как Вы его понимаете.


«Добрый ребёнок не сваливается с неба»



Практические задания к билету №21

Задача

В одной из московских школ на протяжении года все дети начальных классов, в том числе и первоклассники, выполняя классные и домашние задания, должны были оценивать их сами до того, как отдать на проверку учителю. После того как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания, на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель.

В каждом классе сразу же обнаружился значительный процент детей, самооценки которых не совпадали с оценкой их работ учителем. В 1 классе таких оказалось 60%, во 2 - 34%, в № - 28%. В основном самооценки этих детей оказались выше учительской оценки.

Однако привлечение детей к оценке результатов своей деятельности привело к тому, что количество несовпадений стало уменьшаться из месяца в месяц. К концу учебного года детей, оценивших свои работы неправильно, в 1 классе оказалось 18%, во 2 -14%, в 3-8%.

Вопросы:

1. Надо ли настойчиво стремиться к совпадению оценки и самооценки? Может быть, разумнее дождаться, когда это произойдёт само по себе, поскольку от класса к классу наблюдается их выравнивание?


Практические задания к билету №22

Определите основные различия в решении учебных задач «эмпириками» и «теоретиками».



Практические задания к билету №23


Предложите варианты форм, методов организации учебного процесса, способствующие развитию у детей самостоятельности творчества



Практические задания к билету №24

Раскройте сущность метода социометрии, проанализируйте результаты социометрического исследования. Каковы возможности их использования в педагогической практике?


Практические задания к билету №25


Прокомментируйте сущность предложенной ситуации.

Как приведённый эпизод помогает понять взгляды педагога, его отношения к детям, личностные особенности?

Как бы Вы поступили в данной ситуации?