mioo На главную стр.

Вопросы к экзаменам по русскому языку
кандита педагогических наук, доцента Требуховской Людмилы Викторовны

ВОПРОСЫ

УМК МИОО .РУССКИЙ ЯЗЫК.  Требуховская Л.В.
 (Выписка из ГОС):
Русский язык.
Сущность и функции языка: язык как система; уровневое представление и система языка; основные языковые единицы разных уровней; язык и речь; речь как деятельность.
Слово, как единица лексического уровня языка: лексическое и грамматическое значение слова; многозначность слова; явления омонимии, синонимии, антонимии и паронимии; происхождение русской лексики; активный и пассивный словарный запас; сферы употребления русской лексики.
Фонетика, орфоэпия и фонология: сегментные и суперсегментные фонетические единицы; акустические и артикуляционные характеристики звуков; слог, ударение, интонация; понятие фонемы; позиционные чередования звуков; фонетическая и фонемная транскрипция; орфоэпия.
Графика и орфография: принципы русской графики и орфографии.
Морфемика и словообразование: основные понятия морфемики; типы и разновидности морфем; основные способы словообразования; морфемный и словообразовательный анализ; этимология.
Грамматика (морфология): понятие о частях речи; знаменательные и служебные части речи; категориально-семантические, морфологические и синтаксические характеристики частей речи.
Грамматика (синтаксис): основные синтаксические единицы. Смысловые отношения в синтаксисе; способы выражения синтаксических значений; понятие о словосочетании; классификация словосочетаний; предложение как коммуникативная единица; предикативность; формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложений; классификация простых предложений; понятие о сложном предложении; классификация сложных предложений; синтаксис текста; коммуникативная структура и единицы текста.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели и задачи курса.
Цель: формировать языковые компетенции студента; дать представление о лингвистических основах преподавания русского языка в начальной школе; обеспечить владение лексическими, орфоэпическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи; развить лингвистическое мышление студента; сформировать профессионально значимые умения как общего, так и частного характера, связанные с конкретными разделами курса и, в первую очередь, умение квалифицированно производить лингвистический анализ языкового материала и осуществлять работу по развитию речи; обеспечить необходимые основы для дальнейшего самообразования; формировать интерес студента к русскому языку.
Задачи: 
•	познакомить с уровневым устройством языка и системой языковых единиц; дать представление о лексике, фонетике и грамматике как о системе;
•	предъявить систему понятий разделов курса – лексикологии, фразеологии, лексикографии; фонетики, орфоэпии, графики и орфографии; морфемики и словообразования; грамматике, морфологии и синтаксиса; установить внутриструктурные связи курса;
•	познакомить с законами изучаемых уровней языка;
•	предъявить факты, характеризующие язык как развивающуюся систему, привлечь для объяснения фактов элементы истории языка, диалектологии, стилистики;
•	иллюстрировать теоретические положения фактами языка;
•	знакомить с приемами разграничения лексической и грамматической омонимии и смешиваемых явлениях;
•	устанавливать профессиональную значимость изучаемого материала;
•	прогнозировать затруднения школьников в освоении теоретических сведений;
•	сформировать умение наблюдать над языковым материалом; дифференцировать, классифицировать, обобщать языковой материал; иллюстрировать теоретические сведения примерами; подбирать дидактический материал;
•	предъявлять задания, связанные с совершенствованием устной и письменной речи студента
В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать: 
•	основные понятия разделов курса – лексикологии, фразеологии, лексикографии, фонетики, фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, морфемики, словообразования и синтаксиса.
Уметь: 
•	осуществлять лингвистический разбор: лексический, фразеологический, фонетический, орфоэпический, фоно-логический, графический, морфемный, словообразовательный, морфологический; анализ знаменательных и служебных частей речи; синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения; сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) текста, пунктуационный анализ;
•	квалифицировать языковые единицы, разграничивать лексическую и грамматическую омонимию;
•	обнаруживать в тексте необходимые лингвистические единицы;
•	иллюстрировать теоретические положения;
•	подбирать дидактический материал; прогнозировать ошибки младших школьников в лингвистическом анализе и в употреблении языковых единиц;
•	оценивать уровень своих языковых компетенций.
Владеть:
•	представлением о функции языка, об уровневом устройстве языка и я языковых единицах; о языке как развивающийся системе; 
•	представлением о внутренних связях курса;
•	представлением о лингвистических основах преподавания русского языка в начальной школе;
•	лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфоэпическими и пунктуационными нормами литературного языка;
•	культурой устной и письменной речи;
Принципы отбора содержания и организации учебного материала.
Изучение курса русского языка предваряется введением, в котором раскрываются такие основополагающие понятия, как сущность и функции языка, язык как общественное явление. Во введении, кроме того, дается уровневое представление о системе языка и языковых единицах; освещается вопрос о взаимоотношении языка и речи. Далее излагаются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
Профессиональная направленность – важнейшая особенность курса русского языка для учителей начальных классов. Профессиональная направленность преподавания русского языка заключается в понимании значимости того или иного раздела курса, а также в выявлении наиболее трудного для понимания материала. 
При изучении такого важного раздела курса как фонетика, особое внимание уделяется фонологической подготовке учителя; раздел лексикологии требует понимания характера семантической структуры слов, что позволяет формировать умение разграничивать многозначность и омонимию; в разделе морфемики и словообразования важно понимание отношений мотивации между словами, умение находить мотивирующее слово и ориентироваться в морфонологических явлениях, необходимо обратить внимание на различие морфемного и этимологического; важно принимать во внимание степень морфемной членимости слов (слов с прозрачной и затемненной морфемной членимостью), что позволит лингвистически грамотно осуществить морфемный разбор; квалифицированно отбирать языковой материал для анализа в начальной школе.
При изучении раздела морфологии в центре внимания должны быть грамматические значении слов и средств их выражения, что позволит разграничивать омонимию частей речи и грамматических форм; квалифицированно анализировать знаменательные и служебные слова.
Раздел синтаксиса дает понимание сущности синтаксических единиц, закономерностей их построения и правил употребления. Особое внимание в программе уделяется анализу структурных схем предложения и способам их распространения; учитываются трудности разграничения видов грамматической связи и анализа второстепенных членов предложения.
Преподавание морфологии организовано на синтаксической основе.
Все разделы курса русского языка предполагают внимание к вопросам стилистики и культуры речи, что находит отражение преимущественно на практических занятиях в связи с анализом конкретного материала и работы по развитию речи.
К некоторым языковым фактам дается исторический комментарий, что позволяет объяснить так называемые исключения в современном русском языке, показать процесс развития языка, внутреннюю логику и системную обусловленность существующих в нем фонетических, лексических, словообразовательных и грамматических явлений.
Для учителя начальной школы важно умение пользоваться лингвистическими словарями – толковыми и словарями-справочниками разных типов, а также умение работать с лингвистической и методической литературой, и в частности с пособиями содержащими образцы и схемы лингвистического разбора; анализ ошибок в лингвистическом разборе, а также с пособиями, содержащими тексты для анализа, в том числе с элементами программированного обучения.
Современная высшая школа предполагает формирование умений самостоятельной работы, поэтому программа рекомендует ряд тем для самостоятельного изучения с последующим закреплением на практических занятиях. Выбор таких тем определяется отсутствием теоретических разногласий в их научной трактовке, подробным их освещением в научных пособиях. Примерные темы для самостоятельного изучения:
•	фонетика: ударение;
•	орфоэпия;
•	графика: основные этапы развития письма;
•	орфография: правила переноса слов, употребление прописных букв, правила сокращения слов;
•	лексикология: антонимы, лексика с точки зрения происхождения, лексика с точки зрения активного и пассивного словаря, лексика с точки зрения территориально ограниченного употребления;
•	морфология: система падежных форм существительных, числительные, разряды местоимений по значению, разряды наречий по значению, междометия;
•	синтаксис: подлежащее и способы его выражения, выражение именной части составного именного сказуемого, способы выражения второстепенных членов, однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах.
Формы освоения содержания курса.
Освоение содержания курса предполагает 1) лекционные и практические занятия; 2) самостоятельную работу, которая состоит: а) из изучения теоретического материала, предназначенного для самостоятельного изучения; б) заданий, ставящих целью сформировать профессионально значимые умения и навыки, связанные в первую очередь с лингвистическим анализом текста; 3) диктантов; 4) зачеты и экзамены.


Пояснительная записка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Целью преподавания русского языка на факультете переподготовки педагогических кадров отделения начальных классов является формирование у студентов лингвистической базы, котроая позволит овладеть  методикой преподавания русского языка и квалифицированно обучать учащихся начальных классов.
1.	Учитывается профессиональная значимость раздела, что определяет удельный вес последнего в программе, в частности для начальной школы наиболее важными являются разделы: а)фонетики, фонологии, графики, орфографии, без которых невозможно обучение грамоте и нормам правописания; б) лексикологии как базы для работы по развитию речи; в)морфемики и морфологии, позволяющими усвоить классификацию частей речи и средства выражения грамматического значения; г)синтаксиса, дающего возможность усвоить характер синтаксических отношений и вида грамматической связи слов , а также семантическую  и коммуникативную структуру предложений.
2.	Учитываются внутриструктурные связи курса, в частности осуществляется преподавание морфологии на синтаксической основе; взаимосвязь фонетики и фонологии, графики и фонологии, орфографии и фонологии.
3.	Учитывается степень трудности усвоения лингвистического материала, что определяет особое внимание к омонимичным и смешиваемым явлениям.
4.	Обращается внимание на формирование умений квалифицированно анализировать языковой материал, поэтому целью курса является ознакомление с принципами лингвистического анализа, обоснование содержания и последовательности разбора, внимание к форме и семантике языковой единицы, и в частности  внимание к прямому и переносному употреблению языковых единиц, что позволяет вооружить студентов методологией лингвистического разбора.
5.	Учитывается важность формирования умений анализировать теоретические сведения, задания и дидактический материал учебников русского языка для начальной школы.
6.	Уделяется должное внимание  вопросам культуры устной и письменной речи; и в частности формированию орфографической и пунктуационной грамотности студентов.


В системе начального обучения русский язык является основным учебным предметом.  Обогащение активного словаря учащихся и сознательное усвоение ими основ грамматического строя родного языка являются необходимым условием развития у них логического мышления, осознанного эмоционального восприятия и эстетической оценки явлений окружающей действительности, мощным воспитательным стимулом, способствующим формированию личности.
Ознакомление учащихся начальных классов с теоретическими основами науки о русском языке (лексикологии, фонетики, грамматики) должно быть связано с работой по развитию речи, её точности и выразительности, с формированием языкового вкуса.
Эти задачи могут быть успешно решены только в том случае, если учитель начальных классов будет иметь глубокие знания по русскому языку, практически владеть нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.
Поэтому русский язык как учебная дисциплина занимает важное место в подготовке учителя начальных классов.
Преподавание русского языка на факультете переподготовки  педагогических кадров отделенияч начальных классов ставит целью обеспечить высокий уровень лингвистической подготовки студента –  учителя начальных классов,  практическое владение нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи, развить лингвистическое мышление учителя, обеспечить необходимые основы для дальнейшего самообразования и профессионального совершенствования.
Конечной целью изучения курса русского языка является формирование и совершенствование профессионально значимых умений, в первую очередь связанных с лингвистическим анализом текста.
В процессе изучения предмета должны быть сформированы умения, как общего характера, так и частного, связанные с конкретными разделами.





                            Согласование с другими дисциплинами

С  опорой на курс русского языка изучается методика русского языка, а также методика чтения.
В процессе изучения курса  должна быть сформирована лингвометодическая база для овладения вопросами методики преподавания русского языка: обучения грамоте, работы по лексикологии, словообразованию, морфологии и синтаксису, а также развития речи учащихся.
С целью создания наиболее  благоприятных условий для формирования методической базы студентов для изучения курса русского языка основное внимание уделяется как овладению лингвистическими понятиями, а также принципами классификации лингвистических явлений, так и формированию умений производить лингвистический анализ; акцентируется  внимание на изучении языковых и речевых норм, формируются умения интерпретировать отступления от этих норм. 

Основные цели и задачи курса

   Преподавание русского языка на факультете переподготовки педагогических кадров отделения начальных классов ставит целью обеспечить высокий уровень лингвистической подготовки студента – учителя начальных классов,  практическое владение нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи, развить лингвистическое мышление учителя, обеспечить необходимые основы для дальнейшего самообразования и профессионального совершенствования.
   Предполагается, что в процессе изучения курса студент приобретает знания о фундаментальных понятиях русского языка, умение обнаруживать в тексте и грамотно анализировать лингвистические факты, устанавливать внутриструктурные связи курса, осуществлять взаимосвязь в работе по изучению грамматики и развитию речи, анализировать понятийный и языковой материал школьных учебников по русскому для начальной школы, знания о связи содержания курсов русского языка начальной и средней школы для осуществления пропедевтической работы.
В процессе изучения предмета должны быть усовершенствованы умения как общего характера, так и частного, формируемые в рамках конкретных разделов.
К первым относятся следующие умения:
- давать обоснование фактам русского языка;
- владеть теоретическими основами дисциплины;
- разграничивать явления: а) языка и речи; б) устной и письменной речи; в) разных уровней языковой системы;
- устанавливать внутриструктурные а также межпредметные связи курса;
-аргументированно производить лингвистический анализ языковых единиц; владеть способами разграничения языковой омонимии;
- владеть: а) нормами современного русского языка – фонетическими, орфоэпическими, фонологическими, графическими, орфографическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, пунктуационными, стилистическими, а также его изобразительными средствами;
- прогнозировать трудности в изучении  вузовского и школьного курсов русского языка;
- квалифицированно анализировать понятийный аппарат школьных учебников и языковой материал упражнений;
- самостоятельно подбирать иллюстративный  языковой материал;
- опираться в учебной и профессиональной деятельности на научную и научно-популярную, научно-методическую и справочно-лингвистическую литературу.
 В разделах «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия» должны быть сформированы  умения:владеть фонетической транскрипцией, различать звук и фонему, аргументированно производить фонетический, фонологический и орфоэпический анализ, интерпретировать орфоэпические варианты.
«Графика», «Орфография» - аргументированно производить графический и орфоэпический анализ, устанавливать  взаимосвязи разделов «Графика» и «Орфография» и « Фонология», давать интерпретацию орфографических ошибок.
«Лексикология», «Фразеология», «Лексикография» - аргументированно производить лексический анализ и анализ фразеологических единиц, характеризовать лингвистические слова, устанавливать взаимосвязи разделов «Лексикология», «Фразеология» с разделами «Морфология» и «Синтаксис», пользоваться лингвистическими словарями в учебной и профессиональной деятельности.
		«Морфемика», «Словообразование» - аргументированно производить морфемный, этимологический и словообразовательный анализ, разграничивать факты формообразования и словообразования, квалифицированно анализировать активные процессы  словообразования,  в частности  словообразованиия школьников, отбирать материал для морфемного анализа в начальной школе с учетом степени членимости слов (основ).
		«Морфология» - владеть принципами грамматических  классификаций, разграничения грамматической омонимии, аргументированно производить морфологический анализ, квалифицированно определять грамматические значения словоформ, средства их выражения, разграничивать парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений, а также прямые и переносные употребления грамматических форм, владеть грамматической синонимией, формообразовательными и орфографическими нормами.
		Осуществлять связи разделов «Морфология» с разделами «Синтаксис» и «Пунктуация», а также «Фонетика», «Лексикология», «Морфемика», «Словообразование», «Синтаксис» и «Пунктуация», аргументированно производить синтаксический и пунктуационный анализ, характеризовать семантику синтаксических единиц и средства выражения синтаксических отношений, владеть синтаксическими и пунктуационными нормами.

   Принципы отбора содержания и организации учебного материала
    Отбор учебного материала осуществляется в опоре на принцип комплексности с учетом необходимости формирования метапредметных знаний. При этом основной акцент делается на профессионально значимый теоретический материал и практические методы лингвистического анализа, которые необходимы учителю начальных классов.
    Дисциплина изучается на лекционных и практических занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, список рекомендуемой литературы.





1.Объем дисциплины и виды учебной работы 
	Разделы	Количество часов
		Лекции	Практич. занятия
1	Фонетика. Орфоэпия, Фонология.	14	12
2	Графика. Орфография.	12	12
3	Лексикология. Фразеология.
Лексикография.	8	8
4	Морфемика. Словообразование.	16	16
5	Морфология.	26	26
6	Синтаксис.	18	16
ИТОГО:	94	90


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Язык как общественное явление. Функции языка. Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Уровневое представление о системе языка. Основные языковые единицы. Язык и речь.
ФОНЕТИКА
Предмет фонетики.
Фонетические единицы: фраза, синтагма, фонетическое слово, фонетический слог, звук.
Фонетические средства, транскрипция.
Образование звуков речи, речевой аппарат.
Классификация звуков: гласные и согласные.
Артикуляционная характеристика гласных. Их классификация по ряду и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации.
Основные фонетические законы в области гласных. Аккомодация. Редукция.
Слог. Типы слогов. Слогораздел. Правила переноса.
Ударение. Словесное ударение; его функции. Особенности русского словесного ударения. Энклитики и проклитики. Второстепенное (побочное) ударение.
Фразовое, тактовое и логическое ударение.
Интонация, ее функции: тактообразующая, фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная.
Фонология. Фонема. Сильная и слабая позиция. Позиционная мена звуков. Гиперфонема.
Фонология гласных.
Согласные звуки; их артикуляционная характеристика; по участию голоса и шума; способу образования; месту артикуляции; твердости и мягкости.
Фонетические законы в области согласных: позиционная мена по звонкости – глухости и твердости – мягкости; позиционная мена, связанная с упрощением групп согласных; позиционная мена согласных по способу образования.
Фонетические и исторические чередования.
Фонология согласных. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости – глухости; твердости – мягкости.
ОРФОЭПИЯ
Значение орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» орфоэпические нормы. Произношение отдельных грамматических форм  и некоторых заимствованных слов. Варианты произношения, допустимые в литературном языке.
Орфоэпические нормы в области ударения.
Справочники по орфоэпии.
ГРАФИКА
Графика. Буква (графема) как единица графики. Буква (графема) и орфограмма. Алфавит; его состав; названия букв. Фонематический принцип русской графики. Позиционный (слоговой) принцип в обозначении фонемы < j > и твердости - мягкости согласных.
Отступления от позиционного (слогового) принципа русской графики в обозначении гласных после внепарных по твердости – мягкости согласных (шипящих и ц). Функции букв гласных. Функции букв согласных. Функции букв ь и ъ.
ОРФОГРАФИЯ
Орфограмма.
Разделы русской орфографии: передача буквами фонемного состава слов и морфем; слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных и строчных букв; перенос части слов на другую строку; графические сокращения.
Принципы русской орфографии: фонематический; традиционный; фонетический. Дифференцирующие написания. Типы орфограмм.
Орфоэпические словари справочники.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Предмет лексикологии. Лексика. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Функции слова: номинативная; понятийная.
Типы лексических значений слов.
Многозначность (полисемия) слов.
Типы переноса наименований: метафора; метонимия, синекдоха.
Омонимия. Разграничение омонимии и многозначности (полисемии). Типы омонимов: омонимы; омоформы; омофоны; омографы. Пути образования омонимов.
Паронимия. Синонимия. Типы синонимов. Синонимический ряд.
Происхождение синонимов. Функции синонимов.
Антонимия. Особенности слов, вступающих в антонимические отношения.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы в русском языке; их семантические, фонетические и морфологические приметы. Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса: (устаревшие слова – историзмы и архаизмы; неологизмы языковые и индивидуальные).
Лексика с точки зрения сферы ее употребления: общенародная; территориально и социально ограниченного употребления (диалектная; терминологическая и профессиональная; жаргонная и арготическая).
Лексика с точки зрения ее функционально-стилистической принадлежности и эмоционально – экспрессивной окраски. Межстилевая разговорная и просторечная, книжная, официально – деловая; нейтральная и эмоционально – экспрессивная (оценочная).
Словари: омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, неологизмов, иностранных слов, этимологические.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц с точки зрения их семантической слитности. Источники русской фразеологии.
Фразеологические словари.
ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей. Толковые словари и словари – справочники. Словник. Порядок расположения слов в словаре. Словарная статья, принципы ее построения.
Характеристика основных толковых словарей. Словари – справочники.
Школьные словари.
МОРФЕМ ИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика. Предмет и задачи раздела. Понятие морфемы. Морфема и морф. Формальная вариативность морфем. Морфемы материального выражения и нулевые.
Классификация морфем: корневые и аффиксальные морфемы. Понятие корня и однокоренных слов. Функции аффиксальных морфем: словообразующие и формообразующие морфемы.
Понятие флексии. Словоформа и парадигма.
Интерфикс.
Типы основ: непроизводная – производная, нечленимая – членимая, свободная – связанная, простая – сложная.
Словообразование. Основные понятия раздела: непроизводные и производные слова; отношения мотивации; мотивированное и мотивирующее слово; производящая основа (производящее слово). Морфонологические явления в словообразовании: усечение конца производящей основы, морфологическое чередование, наращение, наложение.
Способы словообразования: морфологические (суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный; постфиксальный, сложение, аббревиация) и неморфологические (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический).
Словообразовательный анализ.
Морфемный анализ. Степени морфемной членимости слов: слова с прозрачной и затемненной членимостью.
Исторические изменения состава слова: опрощение, переразложение, усложнение.
Этимологический анализ.
Словари: морфемные, словообразовательные, этимологические.
ГРАММАТИКА
Разделы грамматики: морфология и синтаксис. Единицы грамматики: слово и словоформа; словосочетание и предложение.
Грамматическое значение, способы и средства его выражения. Грамматическая форма и грамматическая категория.
МОРФОЛОГИЯ
Предмет морфологии. Синтагматика парадигматика. Учение о частях речи и категориях слов. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи: семантический, морфологический, синтаксический, словообразовательный. Система частей речи и категорий слов в вузовском и школьном курсе. Знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи. Изменяемые (склоняемые и спрягаемые) и неизменяемые части речи. Модальные слова. Междометия; звукоподражания.
Грамматическая омонимия.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи; его общее категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки. Лексико-грамматические разряды: существительные собственные и нарицательные; конкретные и абстрактные (отвлеченные); конкретно-вещественные, конкретно – собирательные; конкретно-единичные. Особенности их семантики, морфологические и синтаксические признаки.
Категория числа имен существительных и способы ее выражения. Имена существительные, образующие парную форму числа; имена существительные, употребляемые только в форме единственного или только в форме множественного числа.
Категория рода имен существительных, ее грамматическое значение. Способы выражения категории рода. Распределение существительных по родам. Имена существительные общего рода. Род аббревиатур и несклоняемых существительных. Род существительных 1-го и 2-го склонения с суффиксами субъективной оценки (домище, домишко, домина). Тенденция к употреблению конструкций с синтаксическим способом указания на пол называемого лица.
Категория падежа имен существительных, грамматические способы ее выражения. Основные значения падежных форм: субъективные, объективные, определительные, обстоятельственные. Опора не падежные значения при выявлении синтаксических функций существительных. Типы склонения. 1-е, 2-е, 3-е склонение. Вопрос о разносклоняемых существительных. Существительные адъективного склонения (столовая, гостиная). Склонение существительных, называющих фамилии мужского рода с суффиксами -ин, -ов. Вопрос о грамматическом статусе заимствованных слов.
Омонимия падежных форм. Способы определения падежа. Вариантные падежные окончания и их стилистические различия.
Категория одушевленности – неодушевленности; грамматический характер этой категории; средства ее выражения. Колебания в отношении некоторых существительных в одушевленном или неодушевленном. Речевые ошибки в употреблении имен существительных. Правописание имен существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи; его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Краткие и полные формы качественных прилагательных. Семантические, грамматические и стилистические различия между краткими и полными формами. Историческая справка. Степени сравнения качественных прилагательных. Значение форм степеней сравнения; стилистические различия между ними. Грамматическая омонимия словоформ на о/е и форм сравнительной степени с суффиксами ее/е.
Склонение прилагательных. Несклоняемые прилагательные. Речевые ошибки в употреблении прилагательных. Правописание имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Числительные количественные, собирательные, порядковые. Вопрос о порядковых числительных в лингвистике. Типы числительных по образованию и структуре. Количественные числительные, их морфологические признаки, склонение, особенности сочетания с существительными; синтаксические функции. Собирательные числительные, их образование и особенности употребления. Порядковые числительные, их образование, морфологические и синтаксические свойства.
Речевые ошибки в употреблении числительных. Правописание числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи; особенности семантики. Разряды местоимений по соотнесенности с другими частями речи. Разряды местоимений по значению. Семантика, морфологические и синтаксические признаки местоимений различных разрядов. Склонение местоимений. Переход из различных частей речи в местоимения. Речевые ошибки в употреблении местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи; его общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Система глагольных форм: спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Основы глагола и их роль в образовании глагольных форм. Классы глаголов.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Категория залога.
Категория вида. Особенности семантики и способы образования совершенного и несовершенного видов. Видовая пара. Одновидовые и двувидовые глаголы. Способы глагольного действия, их связь с категорией вида.
Категория наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное) наклонения. Значение, образование и переносное употребление форм наклонений. Связь категории наклонения с классификацией предложений по цели высказывания.
Категория времени. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Их значение, образование и переносное употребление. Связь категории времени с категорией вида и наклонения.
Категория лица глагола. Система личных форм. Значение, образование и переносное употребление формы лица. Связь категории лица с категорией времени и наклонения. Определенно-личное, обобщенно-личное и неопределенно-личное значение глагольных форм. Безличные глаголы. Личные глаголы, употребленные в безличном значении. Связь категории лица с классификацией односоставного предложения. Разграничение односоставных и неполных предложений.
Категории рода и числа глагола.
Спряжение глаголов. Типы спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Способ определения типа спряжения у глаголов с безударными флексиями. Недостаточные глаголы. Изобилующие глаголы.
Инфинитив, его семантика, формальные показатели, морфологические и синтаксические свойства. Историческая справка.
Причастие как неспрягаемая форма глагола; его семантика, морфологические и синтаксические свойства. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Переход причастий в прилагательные.
Деепричастие как неспрягаемая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Речевые ошибки в употреблении спрягаемых и неспрягаемых форм глагола. Правописание спрягаемых и неспрягаемых форм глагола.
Наречие
Наречие как часть речи; его категориальное значение, морфологические
и синтаксические свойства. Лексико-грамматические разряды.
Словообразование наречий. Речевые ошибки в употреблении наречий. Правописание наречий.
Слова категории состояния
Категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства слов категории состояния. Переход слов других частей речи в слова категории состояния. Омонимия словоформ на о/е и форм сравнительной степени с суффиксами е/ее. Словообразование.
Служебные части речи
Состав служебных слов, их функции; морфологические и синтаксические свойства. Разряды служебных слов по структуре и образованию. Омонимия знаменательных (самостоятельных) и служебных слов.
Предлоги. Предлог как служебная часть речи. Синтаксические функции. Разряды предлогов по семантике. Особенности употребления предлогов с падежными формами имени. Разряды предлогов по структуре. Разряды предлогов по образованию: первообразные и производные (отыменные, отглагольные, наречные). Речевые ошибки в употреблении предлогов. Правописание предлогов.
Союзы. Союз как служебная часть речи. Синтаксические функции. Типы союзов по характеру синтаксической функции: сочинительные и подчинительные союзы. Типы союзов по структуре, образованию и употреблению. Правописание предлогов. Пунктуация предложений с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Типы их по функции и значению. Переход других частей речи в частицы.
Модальные слова
Вопрос о модальных словах как части речи. Типы модальных слов по значению. Синтаксические функции модальных слов. Пунктуация предложений с модальными словами.
Междометия
Вопрос о грамматическом статусе междометий. Отличия междометий от знаменательных и служебных частей речи. Употребление междометий в речи. Классификация междометий. Переход в междометия слов из других частей речи.
Звукоподражательные слова, их отличие от междометий. Функции звукоподражательных слов в речи.
Грамматическая омонимия
Омонимия частей речи и грамматических форм. Переход слов из одной части речи в другую как способ словообразования. Субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация. Переход слов из знаменательных частей речи в служебные. Омонимия словоформ разных частей речи. Способы разграничения грамматической омонимии.
Грамматические словари.
СИНТАКСИС
Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса. Способы выражения синтаксических значений.
Словосочетание
Подчинительное словосочетание как единица синтаксиса.
Классификация словосочетаний по лексико-грамматической природе главного компонента, структуре, характеру синтаксических отношений и виду грамматической связи. Словосочетания свободные и синтаксически связанные (несвободные).
Сочетания слов в предложении: предикативные, полупредикативные, сочинительные.
Речевые ошибки в употреблении словосочетаний и сочетаний слов.
Предложение
Предложение как единица синтаксиса. Предикативность, интонационная оформленность как основные признаки предложений.
Аспекты предложения: семантический, формально-грамматический и коммуникативный. Структурная схема предложений. Семантическая структура предложений.
Классификация предложений по модальности: с реальной модальностью и нереальной модальностью; в утвердительной и отрицательной форме.
Классификация предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Типы предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные предложения.
Классификация предложений по структуре: членимые и нечленимые; простые и сложные; двусоставные и односоставные; нераспространенные и распространенные; простые и сложные; неосложненные и осложненные.
Двусоставные предложения
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы. Простое глагольное сказуемое, согласованное и несогласованное; осложненное и неосложненное. Составное глагольное сказуемое. Глагольная связка и способы ее выражения. Именная (присвязочная) часть и способы ее выражения.
Особенности синтаксической связи сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения
Односоставные предложения как структурный тип простого предложения. Главный член односоставного предложения. Классификация односоставных предложений по способу выражения в них главного члена. Номинативные односоставные предложения. Односоставные предложения сказуемого типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Принципы классификации второстепенных членов. Разряды второстепенных членов. Детерминанты. Виды детерминантов.
Дополнение, его виды и способы выражения.
Определение, его виды и способы выражения.
Приложение, его виды и способы выражения.
Обстоятельство, его виды и способы выражения.
Способы разграничения второстепенных членов. Разграничение второстепенных членов и детерминантов.
Полные и неполные предложения
Понятие неполного предложения. Типы неполных предложений. Эллиптические предложения. Разграничение неполных и односоставных предложений.
Синтаксически нечленимые предложения
Понятие о синтаксически нечленимом предложении. Типы синтаксически нечленимых предложений.
Простое осложненное предложение
Способы осложнения простого предложения.
Однородные члены предложения
Способы выражения однородности. Однородные члены с сочинительными союзами. Разряды сочинительных союзов, используемых для связи однородных членов предложения. Формы сказуемых при однородных подлежащих. Употребление предлогов при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах, способы их выражения и синтаксические функции.
Однородные и неоднородные согласованные определения.
Форма определяемого слова при нескольких согласованных определениях, соединенных союзом.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Функции обособления. Средства обособления. Условия обособления. Предложения с полупредикативными обособленными членами. Предложения с пояснительными обособленными членами. Пунктуация предложений с обособленными членами.
Обращение
Функции обращения и способы его выражения. Пунктуация предложений с обращениями.
Вводные конструкции.
Классификация их по функции и структуре; особенности интонации.
Вставные конструкции.
Их функции, структура и особенности интонации. Пунктуация предложений с вводными и вставными конструкциями.
Актуальные члены предложения. Понятие об актуальном членении предложения. «Данное» (тема) и «новое» (рема). Порядок слов в предложении в зависимости от его коммуникативной роли в высказывании.
Сложное предложение
Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Классификация сложного предложения по характеру средств связи. Сочинение и подчинение частей сложного предложения. Сложные предложения открытой и закрытой структуры.
Сложносочиненное предложение, средства связи в нем. Семантика сочинительных союзов как средства связи частей сложносочиненного предложения:	соединительные, противительные, разделительные,
присоединительные союзы. Смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Соотношение видо-временных форм сказуемых в предикативных частях сложносочиненного предложения. Пунктуация сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, средства связи в нем. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения. Классификация придаточных частей по семантике. Пунктуация сложноподчиненного предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Интонация как основное средство связи частей бессоюзного сложного предложения. Участие в выражении связи видо-временных форм сказуемых и различных лексических средств. Классификация бессоюзных сложных предложений по характеру смысловых отношений между частями. Синонимия бессоюзного сложного предложения и различных типов сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Пунктуация бессоюзного сложного предложения.
Сложные синтаксические конструкции. Сложноподчиненные предло¬жения с двумя или несколькими придаточными как тип сложной конструкции, соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей.
Сложные синтаксические конструкции с разными видами связей: сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Пунктуация сложных синтаксических конструкций.
Способы передачи чужой речи
Предложения с прямой и косвенно прямой речью как способы передачи чужой речи. Несобственно-прямая речь.
Синтаксис текста
Понятие текста. Членимость, смысловая цельность, связность как основные признаки текста.
Членимость текста. Понятие сверхфразового единства.
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
Смысловая цельность текста. Тема как смыслообразующее ядро текста. Структурное оформление цельности текста: заголовок, автономность высказывания, начало, конец.
Связность текста. Средства выражения межфразовых связей. Контактная и дистантная связь.
Актуальное членение текста.
Композиционные особенности текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение и их основные структурно-семантические признаки.
ПУНКТУАЦИЯ
Основы русской пунктуации. Структура предложения и пунктуация. Смысл и пунктуация. Интонация и пунктуация.
Знаки препинания; их основные функции и случаи употребления. Экспрессивно-стилистические возможности русской пунктуации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Целью преподавания русского языка на факультете переподготовки педагогических кадров отделения начальных классов является формирование у студентов лингвистической базы, которая позволит овладеть  методикой преподавания русского языка и квалифицированно обучать учащихся начальных классов. При обучении должна уитываться:
1.	Учитывается профессиональная значимость раздела, что определяет удельный вес последнего в программе, в частности для начальной школы наиболее важными являются разделы: а)фонетики, фонологии, графики, орфографии, без которых невозможно обучение грамоте и нормам правописания; б) лексикологии как базы для работы по развитию речи; в)морфемики и морфологии, позволяющими усвоить классификацию частей речи и средства выражения грамматического значения; г)синтаксиса, дающего возможность усвоить характер синтаксических отношений и вида грамматической связи слов , а также семантическую  и коммуникативную структуру предложений.
2.	Учитываются внутриструктурные связи курса, в частности осуществляется преподавание морфологии на синтаксической основе; взаимосвязь фонетики и фонологии, графики и фонологии, орфографии и фонологии.
3.	Учитывается степень трудности усвоения лингвистического материала, что определяет особое внимание к омонимичным и смешиваемым явлениям.
4.	Обращается внимание на формирование умений квалифицированно анализировать языковой материал, поэтому целью курса является ознакомление с принципами лингвистического анализа, обоснование содержания и последовательности разбора, внимание к форме и семантике языковой единицы, и в частности  внимание к прямому и переносному употреблению языковых единиц, что позволяет вооружить студентов методологией лингвистического разбора.
5.	Учитывается важность формирования умений анализировать теоретические сведения, задания и дидактический материал учебников русского языка для начальной школы.
6.	Уделяется должное внимание  вопросам культуры устной и письменной речи; и в частности формированию орфографической и пунктуационной грамотности студентов.




РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.	Андрейченко Л.Н. Русский язык. Учебник для специальности «Преподаватель начальных классов общеобразовательной школы». Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. - Таганрог: 2001.
2.	Барлас Л.Г., Инфантова Г.Г., Сейфулин М.Г., Сенина Н.А. Русский язык. Учебник для специальности «Преподаватель начальных классов общеобразовательной школы». Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография. - М.: 2003 и др. изд.
3.	Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Ч. 1. Андрейченко Л.Н., Терехова Т.Г.; Контрольная работа по фонетике, орфоэпии, фонологии, графике, орфографии, лексикологии, фразеологии, лексикографике .- М.: 1986.
4.	Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Ч. 2. Андрейченко Л.Н., Требуховская Л.В.; Контрольная работа по морфемике, словообразованию, морфологии (имена). -М.: 1986.
5.	Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Ч. 3. Требуховская Л.В.; Контрольная работа по морфологии (глагол, наречие, слова категории состояния, служебные части речи). - М.: 1986.
6.	Контрольные работы по современному русскому языку. В 4-х частях. Ч. 4. Коротаева Л.Г., Макеева Г.М.; Контрольная работа по синтаксису простого и простого осложненного предложения. -М.: 1986.
7.	Русский язык. В 2 частях. Ч. 1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.В., Терехова Т.Г. Введение в науку о языке. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография. / Под ред. Максимова Л.Ю. - М.: 1984.
8.	Русский язык. В 2 частях. Ч. 2. Костромина Н.В., Николаева К.А., Ставская Г.М., Ширяев Е.Н. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. / Под ред. Максимова Л.Ю. - М.: 1989.
9.	Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современному русскому языку (с элементами программирования). В 4-х выпусках. Выпуск 1. Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Орфография. Андрейченко Л.Н., Инфантова Т.Г. и др. - М.: 1988.
10.	Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современно¬му русскому языку (с элементами программирования). В 4-х выпусках. Выпуск 2. Морфемика. Словообразование. Морфология (имена). Андрейченко Л.Н., Требуховская Л.В. - М.: 1989.
11.	Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современно¬му русскому языку (с элементами программирования). В 4-х выпусках. Выпуск 3. Глагол. Наречие. Слова категории состояния. Служебные слова. Модальные слова. Междометия. Требуховская Л.В., Печникова B.C., Сейфулин М.Г. - М.: 1989.
12.	Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современно¬му русскому языку (с элементами программирования). В 4-х выпусках. Выпуск 3. Глагол. Наречие. Слова категории состояния. Служебные слова. Модальные слова. Междометия. Требуховская Л.В., Печникова B.C., Сейфулин М.Г. - М.: 1989.
13.	Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современно¬му русскому языку (с элементами программирования). В 4-х выпусках. Выпуск 4. Синтаксис. Инфантова Г.Г., Коротаева Л.Г. и др. - М.: 1989.
14.	Современный русский язык. Василькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Попов Р.Н. Федоров А.К. - М.: 1986.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.	Андрейченко Л.Н. Лингвистический анализ. Спецкурс. - М . : 2006.
2.	Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. -М.:2000.
3.	Бахвалова Т.В., Маловицкий Л.Я., Попов Р.Н., Сборник упражнений по современному русскому языку. - М.: 1984.
4.	Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. / Под ред. Дибровой Е.И. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. - М.:2001.
5.	Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. / Под ред. Дибровой Е.И. 4.2. Морфология. Синтаксис. -М..-2001.
6.	Требуховская Л.В. Фонетика. Спецкурс по русскому языку «Анализ звуковых единиц для специальности «Педагогика и методика начального образования» Выпуск 1. - М.: 2005.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ.
Экзаменационные вопросы к разделам «Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография» (1курс)
Экзаменационные вопросы к разделам  «Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография.»
1.	Предмет фонетики. Фонетические единицы: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. Взаимосвязь пунктуационных норм и членения фраз на синтагмы.
2.	Фонетические средства. Словесное ударение, его функции. Особенности русского словесного ударения. Проклитики и энклитики. Орфографические ошибки, вызванные утратой ударения  энклитиками и проклитиками. Второстепенное (побочное ) ударение. Фразовое, синтагматическое и логическое ударение. Интонация, ее функции.
3.	Фонетическая транскрипция.
4.	Образование звуков речи, их классификация: гласные и согласные звуки.
5.	Артикуляционная характеристика гласных по ряду, степени подъема языка, наличию или отсутствию лабиализации. Фонетические законы в области гласных. Аккомодация. Редукция: первой и второй степени, количественная и качественная. «Младшая» и «старшая» орфоэпические нормы.
6.	Артикуляционная характеристика согласных по участию голоса и шума, способу образования, месту артикуляции, твердости и мягкости.
7.	Фонетические законы  в области согласных звуков. Позиционная мена согласных по звонкости – глухости, твердости – мягкости. по способу образования и месту артикуляции. Позиционная мена, связанная с упрощением групп согласных
8.	Фонология. Фонема. Сильные и слабые позиции. Гиперфонема. 
9.	Фонология гласных. Система гласных фонем. Позиционные чередования гласных.
10.	Фонология согласных. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости – глухости, твердости – мягкости. Внепарные по звонкости – глухости, твердости - мягкости согласные.
11.	Непозиционные (исторические) чередования.
12.	Слог. Слогообразование. Типы слогов. Слогораздел в русском языке. Слогораздел и правила переноса.
13.	Орфоэпия. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Справочники по орфоэпии.
14.	Графика как раздел лингвистики. Состав современного русского алфавита.
15.	Буквы и фонемы. Фонемный принцип  русской графики.
16.	Позиционный (слоговой) принцип русской графики.
17.	Обозначение на письме фонемы .
18.	Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Отступления от позиционного принципа графики в обозначении гласных после шипящих и ц.
19.	Функции ъ и ь знаков.
20.	Орфография, ее разделы. Орфограмма. Типы орфограмм.
21.	Принципы русской орфографии: фонемный, традиционный, фонетический. Дифференцирующие написания. Основные орфографические словари и справочники.
Практическая часть экзамена включает: фонетическую транскрипцию, анализ позиционной мены гласных и согласных. фонетический, орфоэпический, фонологический, графический и орфографический анализ.
Вопросы для экзамена по разделам «Морфология. Синтаксис»(2 курс)

1.	Морфология. Учение о частях речи. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Части речи в курсе начальной школы.

2.	Имя существительное как часть речи. Существительных: конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные существительные. Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. 

3.	Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе.

4.	Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе.

5.	Категория рода одушевленных и неодушевленных имен существительных: Морфологические, лексические и синтаксические средства выражения категории рода.
6.	Категория падежа, ее грамматическое значение и средства выражения. Объектные, обстоятельственные и определительные значения падежных форм. Омонимия падежных форм. Способы определения падежа. Типы склонений. 

7.	Имя прилагательное как часть речи, морфологические и синтаксические признаки. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

8.	Полные и краткие формы качественных прилагательных,  их морфологические и синтаксические признаки. Омонимия  кратких форм прилагательных, наречий и слов категории состояния на о(е).

9.	Простые формы сравнительной степени качественных прилагательных, их образование,  морфологические и синтаксические признаки. Омонимия словоформ   с суффиксами ее (е).

10.	Имя числительное как часть речи. Разряды по значению. Количественные числительные, их морфологические свойства,  особенности склонения.

11.	Местоимение как часть речи. Разряды по соотнесенности с другими частями речи. Личные местоимения, их семантика, морфологические и синтаксические свойства.

12.	Наречие как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства.

13.	Слова категории состояния, их семантика, морфологические и синтаксические свойства.
14.	Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

15.	Инфинитив, его морфологические  признаки и синтаксические функции.

16.	Категория вида. Значение и образование форм совершенного и несовершенного вида. Видовая пара.

17.	Категория наклонения. Формы повелительного, сослагательного и изъявительного наклонений.
14.	Категория времени. Формы настоящего времени, их значение. Переносное употребление форм настоящего времени. Формы прошедшего времени, их образование. Простые и сложные формы будущего времени.

15.	Категории лица и числа глагола. Прямое и переносное значение форм лица. Безличные глаголы. Двусоставные и односоставные предложения.

16.	 Служебные части речи, их функции, отличие от знаменательных слов. Частицы как часть речи. Предлог как часть речи, его функции .Правописание предлогов.

17.	Союзы как часть речи. Сочинительные  и  подчинительные союзы, их функции.

18.	Подчинительное словосочетание как единица синтаксиса. Структура словосочетания и средства связи компонентов. Согласование, управление, примыкание как  вид грамматической связи в подчинительном словосочетании.

19.	Предложение как единица синтаксиса. Функции предложения. Предикативность как основной признак предложения. Интонационная оформленность предложений.

20.	Классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

21.	Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное; составное глагольное и  именное сказуемое. 
22.	Второстепенные члены. Дополнение. Обстоятельство, морфологические способы его выражения.  Согласованное и несогласованное определение. Приложение.

23.	Однородные члены; средства связи однородных членов. Пунктуация.

24.	Сложные предложения, их классификация. Бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.

25.	Сложноподчиненное предложение как тип сложного предложения. Главная и придаточная часть. Средства связи придаточной части с главной. Типы придаточных по значению. Пунктуация.

Вопросы для зачета по разделам « Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование»( 1 курс)
Лексикография.»
1.	Предмет лексикологии. Лексика. Слово как лексическая единица. Значение слова: лексическое и грамматическое. Типы лексических значений слов. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Типы переноса наименований.
2.	Омонимы. Типы омонимов. Происхождение омонимов. Разграничение  омонимии и многозначности. Паронимы. Словари омонимов.
3.	Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд. Происхождение синонимов. Синонимия многозначных слов. Функции синонимов. Словари синонимов.
4.	Антонимы, их типы Особенности слов, вступающих в антонимические отношения. Антонимия многозначных слов.  Словари антонимов.
5.	Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика. Место русского языка среди славянских языков мира.  Заимствованная лексика. Лексические кальки.  Причины, условия и пути лексического заимствования. Освоение заимствованных слов. Отношение к заимствованным словам. Интернациональная лексика.  Слова русского языка в языках других народов.
6.	Старославянизмы, их фонетические, морфологические и семантические признаки. Судьба старославянизмов в русском языке.
7.	 Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы языковые и индивидуальные. Окказионализмы.
8.	Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общенародная лексика. Лексика территориально ограниченная, диалектизмы и их типы. Специальная лексика: профессиональная и терминологическая.  Лексика социально ограниченного употребления: жаргонная и арготическая.  
Лексика с точки зрения ее функционально-стилистической принадлежности и эмоционально-экспрессивной окраски. Функциональные стили. Межстилевая лексика.
«Морфемика. Словообразование. Этимология»
1.	Морфемика как раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела. Понятие морфемы. Морфема и морф. Формальная вариативность морфем. Морфемы материально выраженные и нулевые..
2.	Классификация морфем: корневые и аффиксальные морфемы.
3.	Понятие корня и однокоренных слов.
4.	 Функции аффиксальных морфем: словообразующие и формообразующие морфемы. 
5.	Понятие флексии. Словоформа и парадигма.
6.	 Интерфикс.
7.	Типы основ. Непроизводная и производная, нечленимая и членимая, свободная и связанная, простая и сложная основы.
8.	Морфемный анализ, его задачи. Степени морфемной членимости слов. Слова с прозрачной и затемненной членимостью. Ошибки в морфемном анализе. 
9.	Словари морфем.
10.	 Правописание корней, суффиксов, приставок и флексий. Изучение состава слова в начальной школе.
11.	Исторические изменения состава слова. Опрощение, переразложение, усложнение. 
12.	Этимологический анализ.
13.	Этимологические словари.
14.	Словообразование как раздел лингвистики. Основные понятия словообразования. 
15.	Непроизводные и производные слова. Отношения мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово.
16.	, Производящая основа и производящее слово., Словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка.
17.	Морфонологические явления в словообразовании.
18.	 Морфологические  способы словобразования: суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, постфиксальный, сложение, аббревиация).
19.	 Неморфологические  способы словообразования: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический). 
20.	Словообразовательный тип.
21.	Словообразовательный анализ, его задачи.
22.	 Ошибки в словообразовательном анализе.
23.	Речевые ошибки в словообразовании.
24.	Словообразовательные словари.
Практическая часть зачета включает выявление слов с прозрачной и затемненной морфемной членимостью, морфемный и словообразовательный анализ, прогнозирование ошибок в морфемном и словообразовательном разборе.

Вопросы к зачету по разделам «Грамматика. Морфология (имена, наречие, слова категории состояния)» ( 2 курс)
1.	Грамматика как раздел лингвистики. Грамматическая форма, грамматическое значение и средства его выражения. Грамматическая категория.
2.	Морфология. Учение о частях речи и категориях слов.. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Переход слов из одной части речи в другую. Грамматическая омонимия. Морфологический разбор. Части речи в курсе начальной школы.
3.	Имя существительное как часть речи. Лексико – грамматические разряды имен существительных: конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные и единичные существительные. Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Особенности семантики и грамматические признаки  существительных различных лексико-грамматических разрядов.
4.	Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе.
5.	Категория рода имен существительных. ее грамматическое значение. Средства выражения  категории рода. Распределение существительных по родам. Имена существительные общего рода. Определение рода сложносокращенных и неизменяемых слов и рода существительных первого и второго склонения с суффиксами субъективной оценки.
6.	Категория падежа. ее грамматическое значение и способы выражения. Система падежей в русском языке. Значение падежных форм и синтаксические функции существительных. Омонимия падежных форм. Способы определения падежа. Типы склонений .Словообразование существительных. Речевые ошибки в употреблении существительных. Правописание существительных. Изучение существительных в начальной школе.
7.	Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Переход прилагательных одного разряда в другой. Полные и краткие формы качественных прилагательных, особенности их семантики, морфологические и синтаксические признаки. Степени сравнения качественных прилагательных. Способы образования форм степеней сравнения. Морфологические и синтаксические признаки простых форм сравнительной степени. Омонимия словоформ на о(е) и форм сравнительной степени с суффиксами ее(е). Типы склонения прилагательных. Словообразование прилагательных. Речевые ошибки в употреблении прилагательных. Правопсание прилагательных. Изучение прилагательных в начальной школе.
8.	 Имя числительное как часть речи. Разряды  числительных по семантике, образованию и морфемной структуре. 
9.	Количественные числительные, их морфологические свойства и типы склонения, особенности сочетания с существительными и синтаксические функции.
10.	Собирательные числительные, их образование и особенности употребления.
11.	Порядковые числительные, их образование, морфологические и синтаксические свойства.
12.	Речевые ошибки в употреблении числительных.
13.	Правописание числительных.
14.	Местоимение как часть речи, особенности семантики, разряды по соотнесенности с другими частями речи. Разряды по значению.
15.	Личные местоимения, их семантика, морфологические и синтаксические свойства, склонение.
16.	Речевые ошибки в употреблении местоимений.
17.	Правописание местоимений.
18.	Изучение местоимений в начальной школе.
19.	Наречие как часть речи, его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Лексико-грамматические разряды. Словообразование.
20.	Слова категории состояния, их категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Переход слов других частей речи в слова категории состояния.
21.	Омонимия словоформ, оканчивающихся на о/е, и словоформ с суффиксами ее/е.
22.	Виды грамматической связи в подчинительном словосочетании. Согласование, управление, примыкание.
Практическая часть к зачету включает разграничение частей речи и категорий слов, знаменательных и служебных слов, изменяемых и неизменяемых словоформ, анализ явлений грамматической омонимий: омонимии падежных форм и омонимии словоформ, оканчивающихся на о/е ,и словоформ с суффиксами ее/е.

РАЗДЕЛ 2.
Контрольные задания для студентов.
Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.(1 курс)
Задания.
1.	 Выполните фонетическую транскрипцию двух – четырех строк текста.
2.	Произведите фонетический анализ: гласных и согласных звуков в одном - двух словах (по выбору).
3.	Найдите в тексте примеры фонетических явлений в области гласных: качественной и количественной редукции, аккомодации. Аргументируйте ответ.
4.	Найдите в тексте примеры фонетических явлений в области согласных (позиционной мены по звонкости – глухости, твердости – мягкости, способу образования и  месту артикуляции, а также позиционной мены, связанной с упрощением групп согласных). Аргументируйте ответ.
5.	Одно из слов (по выбору) затранскрибируйте по «старшей» и «младшей» орфоэпической норме.
6.	Отметьте в тексте допустимые орфоэпические варианты. 
7.	Отметьте в тексте случаи отступления от современных орфоэпических норм в стихотворном тексте, укажите, на какие орфоэпические нормы опираются  рифмы.
8.	Разделите на слоги одно – два слова. Объясните  границы слогораздела и охарактеризуйте слоги.
Контрольная работа по фонологии, графике и орфографии(1курс)
9.	Произведите фонологический анализ гласных и согласных в одном из слов текста. Обоснуйте ответ.
10.	Произведите графический анализ одного из слов текста.
11.	Найдите в тексте примеры позиционного принципа обозначения мягкости и твердости согласных и примеры отступлений от позиционного принципа русской графики в обозначении гласных после внепарных  по твердости  -  мягкости согласных.  Аргументируйте ответ.
12.	Найдите в тексте примеры позиционного принципа  графики в обозначении фонемы .
13.	Найдите в тексте слова с буквой ь  и охарактеризуйте функции анализируемой буквы. Произведите орфографический анализ трех – четырех слов текста.
14.	Найдите в тексте примеры фонемных, традиционных, фонетических написаний. Аргументируйте ответ.
Литература.
1.	 Андрейченко Л.Н., Терехова Т.Г. Контрольная работа по фонетике, орфоэпии, фонологии, графике, орфографии. Лексикологии, фразеологии, лексикографии./ Контрольные работы по современному русскому языку: В 4-х частях. Ч. 1. – М.: 1986. – С. 8 – 10, там же: - С. 47 – 80.
2.	Касаткин Л.Л. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.//Русский язык: В 2-х частях Ч. 1.  -  М, :1989.
Дополнительная литература
1.	Требуховская  Л.В.  Анализ языковых единиц. Фонетика. Графика: Монография. – М.: 2010.
2.	Требуховская Л.В. Графика. Спецкурс «Анализ языковых единиц»: Для специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: 2010.
3.	Требуховская Л.В.  Фонетика. Спецкурс по русскому языку: «Анализ языковых единиц». – М.: 2005
Контрольная работа по лексикологии (1 курс).
1.Найдите в тексте омонимы и многозначные слова. Аргументируйте ответ.
1.	Все выше и выше поднималось небо, шире расплывалась заря, белее становилось серебро росы.
2.	Серебро было известно в глубокой древности.
3.	Блиндаж был вырыт на скате лесистого холма(Л.Т.)
4.	Встреча со скатом опасна для аквалангиста.
1. Определите тип переноса многозначных слов. Аргументируйте ответ.Раннему 1. Тихо льется с кленов листьев медь (С. Есенин)
2. Раннему знакомству человека с медью способствовало то, что она встречается в виде самородков.
3. На вершине кедра сидит рысь. С земли она кажется не больше кошки.
4. Орлик все порывался перейти на рысь.
Контрольная работа по морфемике и словообразованию (2 курс)
Произведите: а) морфемный анализ словоформ; б) словообразовательный анализ слов.
Образец текста.
а) пятерочка, гербарий, черепаший, оскорблю, снова, косится;
б) бескорыстный, перенос, булочная, запестреть, по-лисьи, вышестящие.

Контрольная работа по морфологии классификация частей речи, именам(2 курс).
1.	Произведите морфологический анализ словоформ имени существительного, прилагательного, местоимения, числительного
2.	Найдите в тексте: а)изменяемые словоформы с нулевым окончанием; б) неизменяемые знаменательные слова и неизменяемые словоформы знаменательных частей речи. Аргументируйте ответ.
3.	Найдите в тексте примеры омонимии словоформ на о/е и форм с суффиксами ее/е. Обоснуйте ответ.
4.	Найдите в тексте примеры служебных слов: а)предлога; б) союза; вЪ частицы. Аргументируйте ответ.


Контрольная работа по морфологии (спрягаемым формам глагола) и синтаксису простого предложения (2 курс)
Задание.
1.	Перепишите текст, расставив знаки препинания.
2.	Выделите предикативные основы, укажите предикативные части предложения.
3.	Определите тип сказуемого.
4.	Назовите морфологический способ  выражения главных и второстепенных членов предложения.
5.	Произведите морфологический анализ двух – трех форм изъявительного и одной – двух форм повелительного или сослагательного наклонения.
Образец текста.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой (Н.).

Контрольная работа по морфологии (неспрягаемые глагольные формы) и синтаксису (простое предложение) (2 курс)
Задание.
1.	Перепишите предложение, расставив недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию.
2.	Разберите предложение по членам.
3.	Охарактеризуйте простое предложение (или предикативную часть предложения) по модальности,  цели высказывания, структуре.
4.	Найдите в тексте примеры неспрягаемым глагольных форм: инфинитива, причастия, деепричастия. Аргументируйте ответ.
Образец текста.
 - Аааа…Оооаа… - дрожал далекий человеческий голос а внизу подо мной сонно журчала река тихонько стукались  друг о друга плывущие по воде бревна и мне казалось почему-то что на реке скрываясь в полупрозрачных завитках тумана тихо сидит в лодке мудрый человек и стукает обухом топора по плывущим мимо бревнам стараясь угадать по звуку их крепость и чистоту (Каз.)








Список вопросов к экзамену по русскому языку

Вопросы к экзамену по русскому языку по разделам « Морфология». «Синтаксис» (для 2-го 
курса)

1.	Морфология. Учение о частях речи. Принципы классификации частей речи. Система 
частей речи в русском языке. Части речи в курсе начальной школы.


2.	Имя существительное как часть речи. Существительных: конкретные, отвлеченные,
 вещественные, собирательные и единичные существительные. Существительные собственные и 
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. 


3.	Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые только в 
единственном и только во множественном числе.


4.	Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые только в 
единственном и только во множественном числе.


5.	Категория рода одушевленных и неодушевленных имен существительных: 
Морфологические, лексические и синтаксические средства выражения категории рода.

6.	Категория падежа, ее грамматическое значение и средства выражения. Объектные, 
обстоятельственные и определительные значения падежных форм. Омонимия падежных форм. 
Способы определения падежа. Типы склонений. 


7.	Имя прилагательное как часть речи, морфологические и синтаксические признаки. 
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

8.	Полные и краткие формы качественных прилагательных,  их морфологические и 
синтаксические признаки. Омонимия  кратких форм прилагательных, наречий и слов 
категории состояния на о(е).


9.	Простые формы сравнительной степени качественных прилагательных, их 
образование,  морфологические и синтаксические признаки. Омонимия словоформ   с 
суффиксами ее (е).


10.	Имя числительное как часть речи. Разряды по значению. Количественные 
числительные, их морфологические свойства,  особенности склонения.


11.	Местоимение как часть речи. Разряды по соотнесенности с другими частями речи. 
Личные местоимения, их семантика, морфологические и синтаксические свойства.


12.	Наречие как часть речи, его категориальное значение, морфологические и 
синтаксические свойства.


13.	Слова категории состояния, их семантика, морфологические и синтаксические 
свойства.

14.	Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.


15.	Инфинитив, его морфологические  признаки и синтаксические функции.


16.	Категория вида. Значение и образование форм совершенного и несовершенного вида.
 Видовая пара.


17.	Категория наклонения. Формы повелительного, сослагательного и изъявительного 
наклонений.

14.	Категория времени. Формы настоящего времени, их значение. Переносное 
употребление форм настоящего времени. Формы прошедшего времени, их образование. Простые 
и сложные формы будущего времени.


15.	Категории лица и числа глагола. Прямое и переносное значение форм лица. 
Безличные глаголы. Двусоставные и односоставные предложения.


16.	 Служебные части речи, их функции, отличие от знаменательных слов. Частицы как 
часть речи. Предлог как часть речи, его функции .Правописание предлогов.


17.	Союзы как часть речи. Сочинительные  и  подчинительные союзы, их функции.


18.	Подчинительное словосочетание как единица синтаксиса. Структура словосочетания 
и средства связи компонентов. Согласование, управление, примыкание как  вид 
грамматической связи в подчинительном словосочетании.

19.	Предложение как единица синтаксиса. Функции предложения. Предикативность как 
основной признак предложения. Интонационная оформленность предложений.


20.	Классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.


21.	Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное; составное
 глагольное и  именное сказуемое. 

22.	Второстепенные члены. Дополнение. Обстоятельство, морфологические способы его 
выражения.  Согласованное и несогласованное определение. Приложение.


23.	Однородные члены; средства связи однородных членов. Пунктуация.


24.	Сложные предложения, их классификация. Бессоюзное, сложносочиненное и 
сложноподчиненное предложение.


25.	Сложноподчиненное предложение как тип сложного предложения. Главная и 
придаточная часть. Средства связи придаточной части с главной. Типы придаточных по 
значению. Пунктуация.


Второй вопрос для всех билетов

2. Лингвистический анализ текста.





На стр. "Наши преподаватели"
 
На главную стр.


Сайт управляется системой uCoz