На главную стр.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение профессионального педагогического образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(МИОО)


Кафедра педагогики и методики начального образования


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»






Специальность 03120
Автор-составитель З.А. Клепинина, 
канд. пед. наук, профессор.
Утверждена на заседании кафедры педагогики
и методики начального образования
«_____» ______________  ______ г. 



Москва
2011

ОПИСАНИЕ УМКД
Настоящий  УМКД состоит из двух частей: программы учебной дисциплины и методических рекомендаций и плана освоения дисциплины.
Программа включает в себя пояснительную записку, требования к уровню освоения дисциплины, семестр ее изучения, форму контроля, содержание и список рекомендуемой литературы.
Методические рекомендации содержат сведения об общем объеме дисциплины, перечень видов работ, их объем и название вида контроля. В этой части даны также тематический план занятий с указанием количества часов на каждую тему, планы и рекомендуемая литература по каждому занятию, виды и тематика самостоятельных работ, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.























ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение профессионального педагогического образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЧАСТЬ 1
ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Методика преподавания    интегрированного курса «Окружающий мир».









Специальность 03120
Автор-составитель З.А. Клепинина, 
канд. пед. наук, профессор.
Утверждена на заседании кафедры педагогики
и методики начального образования
«_____» ______________  ______ г. 

Москва
2011
Аннотация. Программа ориентирована на переподготовку специалистов, имеющих высшее, но не педагогическое образование, на получение специальности «учитель начальных классов». Разработана в соответствии со стандартом высшего педагогического образования по учебной дисциплине «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» и с учетом отводимых на данную дисциплину учебных часов для системы переподготовки педагогических кадров. 























Пояснительная записка
Современные естествознание и обществознание –  комплексы наук о природе и обществе и их составляющих. Эти науки дают человечеству обоснованные способы удовлетворения многих, например, материальных потребностей. Они исследуют пути создания благоприятных условий жизни и труда, от которых зависит здоровье и долголетие людей. Отсюда следует необходимость распространения в обществе естественнонаучных и обществоведческих знаний. Эту ответственную миссию должны выполнять педагогические науки, к которым относятся методики преподавания естествознания и обществознания. В учебных планах начальной школы нет отдельных учебных дисциплин по названным выше областям знаний. Есть один интегрированный учебный предмет «Окружающий мир». То, как преподавать этот учебный предмет, является задачей специальной педагогической науки – «Методики преподавания в начальной школе интегративного учебного предмета «Окружающий мир», которая в ВУЗе является учебной дисциплиной. 
Цели и задачи учебной дисциплины
Настоящая дисциплина ставит своей целью усвоение слушателями теоретических основ и практическую апробацию ведущих положений методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе с ориентацией на формирование у слушателей знаний и способов деятельности по развитию у детей первоначального понимания целостной научной картины мира, на развитие у них универсальных учебных действий; развитие творческого потенциала слушателей.
Задачи:
В области теоретической подготовки:
1.	раскрыть слушателям нормативно-правовую базу школьного учебного предмета «Окружающий мир», необходимость и обусловленность изучать в начальной школе учебный предмет «Окружающий мир», сущность данного учебного предмета, как предмета интегрированного, цели и задачи преподавания его в начальной школе;
2.	показать в исторический ход развития методических идей по ознакомлению младших школьников с природой и социологией, выявить положительные идеи; 
3.	дать слушателям основополагающие сведения о методике преподавания окружающего мира как педагогической науке с последующей практической проработкой; по содержанию школьного учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии со стандартом П поколения, методам, формам и средствам обучения естественнонаучного и обществоведческого учебного материала, по формированию у детей первоначальных представлений о единой картине мира, научного мировоззрения и биосферной этики, по развитию у младших школьников универсальных учебных действий, осуществлению задач по нравственному, экологическому, эстетическому и т.д. воспитанию;
4.	ознакомить со спецификой отбора, конструирования содержания и  методики преподавания «Окружающего мира» в разных вариативных моделях;
5.	показать преемственность в работе по ознакомлению с окружающим миром  детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной практической деятельности учителя начальных классов:
6.	формировать у слушателей умение самостоятельно разрабатывать конспекты уроков и внеурочные занятия по данному учебному предмету с использованием литературных источников и собственных творческих находок;
7.	использовать современные научно-обоснованные и наиболее адекватные возрастным особенностям учащихся и особенностям учебного предмета «Окружающий мир» методы, приемы, формы организации учебной деятельности детей, средства обучения; 
8.	разрабатывать, организовывать и проводить внеклассные мероприятия с реализацией в них собственных творческих замыслов, связывать эти мероприятия с данным учебным предметом;
9.	развивать у слушателей умения анализировать свои (самоанализ) и других слушателей проводимые учебные мероприятия по материалу «Окружающего мира» и тем самым совершенствовать свою квалификацию.
На изучение дисциплины отводится следующее количество часов:
Общее количество часов         – 36
      В том числе аудиторных   - 36
           из них лекций                - 20
          практических занятий   - 14
          консультаций                 -  2
Для контроля освоения слушателями учебной дисциплины предусмотрен экзамен, который проводится по билетам.

Содержание программы
Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации об учебном предмете в начальной школе «Окружающий мир» и учебной дисциплине факультетов начальных классов педагогических ВУЗ,ов «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Необходимость и обусловленность преподавания в педагогическом ВУЗе на ФНК данной учебной дисциплины. Объект исследования, методологические основы, межнаучные связи методики преподавания окружающего мира, задачи методики. Методы исследования науки: эмпирические, теоретические, математические; процесс исследования, оформление результатов исследования. Источники развития науки. Доказательства принадлежности к науке методики преподавания в начальной школе интегрированного учебного предмета «Окружающий мир».
История развития методики преподавания окружающего мира с конца 18 века до наших дней. Прогрессивные и регрессивные идеи. Роль В.Ф. Зуева, К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, В.А. Герда, В.П. Вахтерова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, С.А. Павловича, М.Н. Скаткина, В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчакова, А. Щербакова, Т.С. Голубевой, М.Т. Студеникина и др. в развитии методики преподавания окружающего мира. Современные ученые – Н.Ф. Виноградова. З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева, Н.И. Ворожейкина и др. и их вклад в развитие данной области науки. 
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир», цели и задачи его преподавания в начальной школе. Значение данного учебного предмета в развитии личности младших школьников. Содержание учебного предмета «Окружающий мир», принципы отбора  содержания – соответствие Государственному стандарту, действующему на период использования данной программы, и государственному заказу общества школе, интеграции, дидактические, практической, краеведческой и экологической направленности, гуманистического и системно-деятельностного подходов, генерализации знаний. Пути реализации принципов отбора содержания. Межпредметные связи и преемственность в обучении. Предшкольная подготовка детей к освоению в школе учебного предмета «Окружающий мир». Современные вариативные курсы по окружающему миру (Федеральный перечень), особенности их содержания, степень реализации в них Государственного стандарту, использование общих и специфических принципов отбора содержания, особенности методических подходов в федеральных курсах по данному учебному предмету.
Методика формирования и развития понятий. Понятие как педагогическая категория. Сущность понятия «понятие». Соотношений понятий «понятие» и «термин». Процесс образования понятий. Значение каждого этапа образования понятий. Деятельность учителя и учащихся на каждом этапе. Развитие понятий.
Методы и приемы обучения. Классификация методов. Характеристика  каждого вида методов, выделение в них положительных и отрицательных сторон. Деятельность учителя и учащихся в каждом виде методов. Организация исследовательской деятельности учащихся при применении в обучении разных видов методов. Особая роль методов наблюдений, эксперимента, моделирования и проектирования в современном обучении окружающему миру и в организации исследовательской деятельности учащихся. Приемы обучения. Классификация приемов. Роль приемов в реализации методов. Сочетание методов и приемов в процессе обучения.
Система форм обучения окружающему миру, их классификация. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Признаки урока. Классификация уроков. Примеры каждого типа уроков. Модификации различных типов уроков. Методика повторения учебного материала. Методика самоанализа и анализа уроков. Внеурочная деятельность учащихся как обязательная форма организации их учебной деятельности. Виды внеурочной работы по окружающему миру. Значение внеурочных форм обучения. Внеклассная работа, виды и ее содержание, отличие от внеурочных форм обучения. Значение внеклассной работы в учебном процессе.
Средства обучения естествознанию и методика работы с ними. Общая характеристика средств обучения, их классификация. Вербальные средства обучения. Учебник как основное средство обучения. Структура и функции учебников по окружающему миру. Характеристика натуральных и изобразительных средств обучения. Вспомогательные средства обучения.  Характеристика технических средств обучения как одного из видов вспомогательных средств, их роль в учебном процессе. Комплексное использование средств обучения. Самодельное учебное оборудование. Географическая площадка, характеристика ее оборудования, назначение географической площадки. Кабинет по окружающему миру, его оснащение, значение в учебном процессе.

Тематическое планирование учебного материала
№	Наименование разделов
 Программы	Количество часов
		Лекц.	Пр.зан.
1.	Введение. Особенности учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир. Обусловленность подготовки будущих учителей начальных классов по методике преподавания данного учебного предмета в начальной школе.	2	
2.	Методика преподавания в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир» – педагогическая наука. Методы педагогических исследований, процесс исследования. Источники развития методики.	4	
3.	Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в ретроспективе. Прогрессивные идеи, вошедшие в фонд современной методики. Выдающиеся педагоги прошлого и их роль в развитии методики преподавания этого учебного предмета.	2	2
4.	Содержание учебного предмета «Окружающий мир». Дидактическое значение предмета. Принципы отбора содержания, их характеристика. Современные вариативные курсы по окружающему миру (Федеральный перечень), их особенности.	2	2
5.	Методика формирования и развития понятий в курсе «Окружающий мир». Деятельность учителя и деятельность ученика на каждом этапе формирования понятий.	2	
6.	Методы обучения  учебному предмету «Окружающий мир», их характеристика. Деятельность учителя и деятельность учащихся в каждом виде методов. Приемы обучения и их связь с методами. Сочетание методов и приемов. 	4	2
7.	Система форм обучения, их классификация. Сущность каждой формы обучения, их взаимосвязь.	2	4
8.	Система средств обучения, их классификация, дидактическое значение. Методика работы с различными средствами обучения.	2	4
              Итого часов	20	14
              Всего                                                                      	34


Требования к уровню подготовки слушателей
К концу обучения слушатели должны
а) знать
•	нормативно-правовые документы и перспективы развития учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе в соответствии с действующим Государственным стандартом;
•	методы исследования, процесс педагогического исследования, источники методики преподавания окружающего мира;
•	методику преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в ретроспективе, видных методистов и их вклад в развитие методики преподавания данного учебного предмета, современные инновационные направления в методике;
•	принципы отбора содержания учебного предмета «Окружающий мир»;
•	 особенности содержания, принципов его отбора и методики преподавания вариативных курсов Федерального перечня по школьному учебному предмету «Окружающий мир»;
•	процесс формирования и развития представлений и  понятий;
•	особенности методов и приемов обучения по группам и видам, их классификацию, деятельность учителя и учащихся при применении каждого вида методов и приемов;
•	специфику форм организации учебной деятельности учащихся, их классификацию, методику проведения различных типов уроков, внеурочных и внеклассных занятий; 
•	особенности, классификацию и методику использования различных средств обучения;
•	содержание, разделы, оснащение кабинета по окружающему миру и географической площадки;
•	устройство, назначение, правила использования приборов, предусмотренных Государственным стандартом для изучения учебного предмета «Окружающий мир»;
•	технологию современного экологического образования младших школьников, подходы к решению данной проблемы в разных вариативных курсах;
б) владеть способами действий
•	составлять тематические и поурочные планы по курсу;
•	разрабатывать конспекты уроков с включением в них  наряду с классическими инновационные положения методики преподавания «Окружающего мира, а именно: деятельностный подход и, в частности, самостоятельную познавательную деятельность учащихся, методов моделирования и проектирования, разрабатывать модификации уроков и др., включать в конспекты собственные творческие находки;
•	ориентироваться в многообразии современных вариативных курсов по «Окружающему миру», давать их оценку, оформлять оценку в виде письменных или устных отзывов;
•	прослеживать процесс развития понятий от 1 класса к 4 классу;
•	организовывать наблюдения детей за природой и социальными объектами и явлениями, при проведении опытов, использовать результаты наблюдений в учебном процессе;
•	проводить проверку уровня усвоения содержания детьми разными способами;
•	находить, обрабатывать и отбирать необходимую информацию, приемы работы в целях наиболее эффективного раскрытия младшим школьникам и последующего усвоения ими содержания учебного предмета «Окружающий мир»;
•	организовывать и проводить с младшими школьниками уроки по «Окружающему миру, различные виды внеурочной, внеклассной работы;
•	проводить учебные опыты, практические работы;
•	применять промышленно изготовленные и самодельные средства обучения в качестве демонстрационных и раздаточных, уметь при этом организовывать деятельность детей;
•	пользоваться приборами, предусмотренными Государственным стандартом для изучения в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир»;
•	проводить исследования по проблемам обучения «Окружающему миру» и оформлять их  в форме реферата, курсовой, дипломной работы.

Вопросы и задания для контроля уровня 
подготовки слушателей
1. Методика обучения окружающему миру как педагогическая наука.
2. Источники развития методики окружающего мира. Методы и процесс исследования в данной науке.
3. Методологические основы методики преподавания окружающего мира.
4. В.Ф. Зуев, его взгляды на естественнонаучное образование. Значимость этих взглядов в современном начальном образовании.
5. А.Я. Герд – основоположник отечественной методики начального естествознания.
6. Необходимость и обусловленность естественнонаучного и обществоведческого образования вообще и в начальной школе в особенности. Противоречивые точки зрения на естественнонаучное образование в истории его становления и развития.
7. Понятие как педагогическая категория. Основные характеристики понятий. Соотношение понятий «понятие» - «термин».
8. Методика формирования и развития понятий, составляющих школьный учебный предмет «Окружающий мир».
9. Практическое применение полученных знаний как этап развития понятий. Значение данного этапа в развитии личности учащихся и эффективности применения знаний.
10. По УМК А. Плешакова «Зеленый дом» или «Мир вокруг нас» выбрать одно из понятий, введенное в 1 классе. Проследить его развитие к 4 классу.
11. По УМК З.А. Клепининой «Окружающий мир» или «Природа и люди» выбрать одно из понятий, введенное в 1 классе. Проследить его развитие к 4 классу.
12. Подходы к формированию понятия «В природе все взаимосвязано» в курсах А.Плешакова «Зеленый дом» и З. Клепининой «Окружающий мир», их отличие и сходство. Ваш выбор и обоснование выбора. 
13. Необходимость изучения в начальной школе сезонных изменений в природе. Методика изучения сезонных изменений.
14. Особенности курса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова. Методика работы с учебником на примере конкретного урока. (Урок по выбору слушателя)
15. Особенности курса З.А. Клепининой и Н.И. Ворожейкиной «Окружающий мир. Структура курса. Методика работы с учебником на примере конкретного урока.
16. Особенности курса «Мир и человек» А.А. Вахрушева и др. Методика проведения урока по этому курсу с использованием учебника. (Урок по выбору слушателя).
17. Особенности курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой. Методика проведения урока по этому курсу. (Урок по выбору слушателя).
18. Особенности курса «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой  и Е.Н. Букваревой (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методика работы с учебником на примере конкретного урока. (Урок по выбору слушателя).
19. Характеристика курса «Окружающий мир» И.В. Потапова, Е.В., Саплиной и др. Особенности методики урока на примере конкретного урока. (Урок по выбору слушателя)
20. УМК «Окружающий мир» Цветовой, его характеристика, особенности, дидактическое обеспечение.
21. Метод как педагогическая категория. Классификация методов.
22. Приемы обучения естествознанию и обществознанию, их сущность, классификация, значение в учебном процессе.
23. Наблюдение – ведущий метод получения информации об окружающем мире. Роль и место наблюдений при ознакомлении младших школьников с природой, социологией и историей.
24. Эксперимент (опыт) как метод познания окружающего мира. Роль и место опытов при ознакомлении младших школьников с природой, социологией и историей.
25. Моделирование как метод изучения курса «Окружающий мир» младшими школьниками. Значение этого метода в развитии личности младшего школьника в связи с изучением окружающего мира.
26. Словесные методы обучения, их характеристика. Оценка значения этих методов в развитии личности младшего школьника в связи с изучением окружающего мира.
27. Наглядные методы обучения, их характеристика. Значение наглядных методов в связи с изучением окружающего мира.
28. По методическому пособию и учебнику «Окружающий мир» З.А. Клепининой выбрать рекомендации к любому уроку, выполнить их анализ и выявить рекомендованные автором методы. Ваши дополнения и коррективы.
29. По методическому пособию и учебнику А.А. Плешакова выбрать рекомендации к любому уроку, выполнить их анализ и выявить рекомендованные автором методы. Ваши дополнения и коррективы.
30. По учебнику А.А. Вахрушева и др. «Мир и человек» для любого класса выбрать тему урока. Определить, какие наблюдения в окружающем мире необходимо провести детям по данному содержанию. Установить, насколько полно автор реализует на данном уроке возможности наблюдений.
31. По учебнику Н.Я. Дмитриевой и А. Казакова «Окружающий мир» для любого класса выбрать тему урока. Определить, какие наблюдения в окружающем мире необходимо провести детям по данному содержанию. Установить, насколько полно автор реализует на данном уроке возможности наблюдений.
32. По методическому пособию и учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой выбрать рекомендации к любому уроку, выполнить их анализ и выявить рекомендованные автором методы работы. Ваши дополнения и коррективы.
33. По методическому пособию и учебнику «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и др. выбрать рекомендации к любому уроку, выполнить их анализ и выявить рекомендованные автором методы работы. Ваши дополнения и коррективы.
34. Формы обучения окружающему миру, их классификация. Характеристика форм обучения.
35. Особенности смешанного урока по окружающему миру. Характеристика и назначение его структурных компонентов.
36. Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся. Виды экскурсий. Значение экскурсий в развитии учащихся.
37. Предметный урок по «Окружающему миру», его сущность, значение в развитии учащихся, методика проведения.
38. Внеурочная деятельность учащихся, ее сущность, назначение, виды; отличие от внеклассной работы.
39. Сущность внеклассной работы по окружающему миру, ее значение, виды, отличие от внеурочной. План работы одного из видов внеклассной работы.
40. Средства обучения окружающему миру, их значение и классификация.
41. Аудиовизуальные средства обучения, их характеристика. Методика работы с этими средствами (на примере конкретного урока).
42. Разработать фрагменты уроков, в одном из которых наглядное пособие выступает  в сочетании с одним из словесных методов, в другом – в сочетании с одним из наглядных методов.
43. Особенности содержания и аппарата организации усвоения учебников Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой «Окружающий мир». Структура учебников. Обоснование такой структуры.
44. Экологическое образование младших школьников, его содержание, методика осуществления.
45. Методика работы с планом и картой. Значение этой работы в развитии личности младших школьников.
46. Возможности, значение и методика использования научно-популярных и научно-художественных произведений на уроках окружающего мира. (Привести конкретный пример).

Рекомендуемая литература
Основная
Герд А.Я. Избранные педагогические труды.  Под ред. Б.Е. Райкова. - М., 1953
Государственные стандарты школьного образования (действующие на год прохождения переподготовки)
Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.; 2008 г.
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М., 2004. 
Райков Б.Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. – М.-Л., 1955
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000 
Учебники, учебные и методические пособия по вариативным курсам учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с Федеральным перечнем.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: в 2-х томах. - М., 1974.
Дополнительная
Азбука экологии  Под ред. О.Г. Завьялова и др. – М., 1997
Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. Край Московский. Атлас – М.; 2004
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М., 1988
Архипенко Ф. Игра в учебной деятельности младшего школьника. – М., 1989
Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов  Под ред. Журавлева В.И. – М., 1988 
Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии. – М., 1954
Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – Череповец, 1995
Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. – М., 1915.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 1983. 
Воспитание экологической культуры в условиях промышленного города.  Под ред. Л.И. Буровой. – Череповец, 2002
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М., 1991
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985
Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе. – СПб., 1883, 1914
Горощенко В.П. и др. Методика изучения природы в начальной школе. – М., 1965
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996 
Даринский А.В. Краеведение. – М., 1987
Завитаев П.А. Изучение природы в начальной школе. – М-Л., 1948
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 2005. 
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования  учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2005
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М., 1981 
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование младших школьников. – М., 1981
Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995
Кайгородов Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. – СПб., 1907.
Клепинина З.А. Мой край: природа, история, культура. Тетрадь по краеведению. – М. 2006
Клепинина З.А. Край Московский: мир природы. – М.; 2004, 2006.
Клепинина З.А. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. – М., 2004
Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.;  - 2005.
Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах – М., 1982. 
Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М., 1996
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников  Книга для учителя начальных классов. – М., 2002
Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М., 2002
Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. – М., 1993
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998 г. 
Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1 – Ш классы: Книга для учителя И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева и др. – М., 1994
Отношение школьников к природе  Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 1988 
Половцов В.В. Избранные педагогические труды  Под ред. Б.Е. Райкова - М., 1957
Полянский И.И. Избранные педагогические труды – М., 1962
Полянский И.И. Ботанические экскурсии. – М., 1968
Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. – М., 1960
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998
Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения  Под ред. Н.А. Константинова. – М., 1953
Сергеева В.А. Экранно-звуковые средства обучения на уроках природоведения. М., 1986
Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. – М., 1999
Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М., 1952
Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. – М., 1976
Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974
Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе». – М., 1905.
Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. – М., 1958
Формирование знаний об организме человека и охране его здоровья у младших школьников  Под ред. Н.А. Погореловой – Свердловск, 1990
Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. – Ярославль, 1997  
Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – М., 1998
Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. – М., 1951
Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. – М., 1938 
Ягодовский К.П. Уроки естествознания в начальной школе. Пгр.: 1916.
Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. – М. 1996


















ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение профессионального педагогического образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(МИОО)

Кафедра педагогики и методики начального образования

ЧАСТЬ 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Методика преподавания    интегрированного курса «Окружающий мир».

Форма обучения – вечерняя
Лекции  - 20
Практические занятия – 14
Консультации   - 2
Форма контроля – экзамен
Всего часов по учебному плану - 36
Специальность 03120
Автор-составитель З.А. Клепинина, 
канд. пед. наук, профессор.
Утверждена на заседании кафедры педагогики
и методики начального образования
«_____» ______________  ______ г. 

Москва
2011
Введение
Второй частью учебно-методического комплекса учебной дисциплины « Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»  являются настоящие методические рекомендации. Они разработаны в соответствии с программой УМКД данной дисциплины и предназначены для реализации в учебном процессе на вечернем отделении 2 курса переподготовки учителей начальных классов при МИОО, Их целью является формирование у студентов знаний о названном выше учебном предмете и методике его преподавания в начальной школе. На освоение дисциплины отводится 36 часов, из них 20 часов отводится на лекции, 14 – на практические и семинарские занятия, 2 часа – предэкзаменационная консультация. Изучается курс в течение одного семестра. Формой контроля усвоения студентами дисциплины является экзамен. 
Объем дисциплины и виды учебной работы

№	Виды учебной работы	Кол-во часов	Семестр
1
2

3
4
5
6	Общая трудоемкость
Аудиторные занятия 
В том числе
Лекции
Практические занятия
Консультации
Вид контроля – экзамен	36
36

20
14
2	3 
3
3

3
3
3

Тематический план курса
№	Наименование разделов
 Программы	Количество часов
		Лекц.	Пр.зан.
1.	Введение. Особенности учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Необходимость и обусловленность изучения в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир. Обусловленность подготовки будущих учителей начальных классов по методике преподавания данного учебного предмета в начальной школе.	2	
2.	Методика преподавания в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир» – педагогическая наука. Методы педагогических исследований, процесс исследования. Источники развития методики.	4	
3.	Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в ретроспективе. Прогрессивные идеи, вошедшие в фонд современной методики. Выдающиеся педагоги прошлого и их роль в развитии методики преподавания этого учебного предмета.	2	2
4.	Содержание учебного предмета «Окружающий мир». Дидактическое значение предмета. Принципы отбора содержания, их характеристика. Современные вариативные курсы по окружающему миру (Федеральный перечень), их особенности.	2	2
5.	Методика формирования и развития понятий в курсе «Окружающий мир». Деятельность учителя и деятельность ученика на каждом этапе формирования понятий.	2	
6.	Методы обучения  учебному предмету «Окружающий мир», их характеристика. Деятельность учителя и деятельность учащихся в каждом виде методов. Приемы обучения и их связь с методами. Сочетание методов и приемов. 	4	2
7.	Система форм обучения, их классификация. Сущность каждой формы обучения, их взаимосвязь.	2	4
8.	Система средств обучения, их классификация, дидактическое значение. Методика работы с различными средствами обучения.	2	4
              Итого часов	20	14
              Всего                                                                      	34


Содержание курса
Планы лекций
Тема 1.
Особенности учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Необходимость и обусловленность его изучения в начальной школе. 
1. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе. Системно-деятельностный подход в курсе. Интеграция как основная особенность предмета. 
2. Обусловленность изучения младшими школьниками курса «Окружающий мир».
3. Задачи преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и их направленность в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. 
4. Обусловленность полготовки учителей начальных классов по методике преподавания курса «Окружающий мир».
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
1.	Значение учебного предмета «Окружающий мир» в достижении требований ФГОС П поколения
А) личностных;
Б) метапредметных;
В) предметных.
Литература:
3, 4 ( стр. 92 – 101), 5 ( стр. 32 – 53).
Тема 2.
Методика преподавания в начальной школе учебного предмета «Окружающий мир» – педагогическая наука. Методы педагогических исследований, процесс исследования. Источники развития методики 
1.	Объект исследования методики преподавания окружающего мира, ее цель и задачи
2.	Методологические основы методики преподавания окружающего мира
3.	Межнаучные связи
4.	Методы исследования 
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- процесс исследования
- источники развития методики
Литература:
1 (стр. 6 – 7), 4 (стр. 6 – 24), 5 (стр. 5 – 6, 10 – 17)
Тема 3.
Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в ретроспективе. 
1. Введение в учебные планы школы России учебного предмета «Естественная история» (1876 г). Характеристика курса.
2. Особенности естественнонаучного и обществоведческого образования в Х1Х веке. Вклад К.Д. Ушинского, Зуева, А Я Герда и Д.Д. Семенова в развитие данных учебных предметов и методики их преподавания.
3. Развитие начального естественнонаучного и обществоведческого образования в начале 20 века. Роль В.А Герда, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова в развитии прогрессивных идей методики.
4. Характеристика естествоведческого и обществоведческого начального образования в 20-е годы. 
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- развитие естественнонаучного и обществоведческого образования в советский период  с 30-х по 70-е годы;
- характеристика естественнонаучного начального образования в 70-е, 80-е годы;
- развитие естественнонаучного и обществоведческого образования в 90-е годы.
Литература:
1 (стр. 10 – 12), 2, 4 (стр. 92 – 122), 5 (352 -461), 7, 10.
Тема 4.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир». Принципы отбора содержания, их характеристика. 
1.	Содержание общей образовательной программы по «Окружающему миру» в соответствии с ФГОС П поколения
2.	Принципы отбора и конструирования содержания. Характеристика общих и некоторых специфических для вариативных курсов принципов отбора содержания
3. Системно-деятельностный подход как основа отбора и конструирования содержания курса. Сущность понятия «системно-деятельностный подход».
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- межпредметные связи курса «Окружающий мир»
- преемственность в обучении данному курсу. Роль преемственности в подготовке детей к освоению профильных данному курсу учебных предметов.
Литература:
1 (стр. 16 – 19), 3, 4 ( стр. 101 – 122), 5 ( стр. 32 – 53), 6 (стр. 182 – 251).
Тема 5.
Методика формирования и развития понятий в курсе «Окружающий мир». 
Восприятия, представления, понятия как педагогические категории. 
1.	Формирование восприятий и представлений. Деятельность учителя и учащихся на этапе формирования этих категорий 
2.	Формирование понятий. Деятельность учителя и учащихся на этапе формирования  понятий. Отличие понятий «понятие», «термин».
3.	Применение понятий в практике.
4.	Процесс развития понятий
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- отличие восприятий, представлений и понятий
- уровни сформированности понятий об окружающем мире у младших школьников
- средства обучения на каждом этапе формирования понятий.
Литература:
1 (стр.24 - 26); 4 (стр. 123 – 140), 5 (стр. 61 – 81)
Тема 6.
Методы обучения  учебному предмету «Окружающий мир», их характеристика. Приемы обучения и их связь с методами. Сочетание методов и приемов.
1.	Метод как педагогическая категория. Классификация методов
2.	Словесные методы обучения, их особенности и характеристика
3.	Практические методы обучения, их характеристика
4.	Наблюдения как метод обучения
5.	Эксперимент, опыт как метод познания природы
6.	Моделирование и проектирование в обучении «Окружающему миру». 
7. Приемы обучения, их классификация  и связь с методами.
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- наглядные методы обучения, их характеристика
- отличие применения наглядности в словесных, наглядных и практических методах
- сочетание методов и приемов
Литература:
1 (стр. 30 – 32, 36 - 39),  4 (стр. 149 – 161), 5 (стр. 97 – 104)
Тема 7.
Система форм обучения, их классификация. Сущность каждой формы обучения, их взаимосвязь.
1.	Понятие «форма обучения», отличие от метода обучения. Классификация форм обучения
2.	Взаимосвязь между формами обучения
3.	Урок – основная форма обучения
4.	Типология уроков по окружающему миру, их характеристика. 
5.	Внеурочная и внеклассная работа, их место и роль в учебном процессе. Отличия этих форм организации учебной деятельности.
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- модификации типов уроков
- методика повторения учебного материала на уроках «Окружающего мира». Тесты в повторении учебного материала, как экспресс-контроль
Литература:
1 (стр. 55 – 56, 60 – 61) 4 (стр. 228 – 233). 5 (187 – 196)
Тема 8
Система средств обучения, их классификация, дидактическое значение. Методика работы с различными средствами обучения.
1.	Понятия «учебно-методическая база», «учебное оборудование», «средства обучения». Функции средств обучения.
2.	Классификация средств обучения
3.	Характеристика групп средств обучения. Методы и приемы работы со средствами обучения
4.	Учебник как основное средство обучения, его структура. Функции структурных компонентов учебника.
Самостоятельно прорабатываются вопросы:
- план и карта как учебное оборудование, методика работы с планом и картой;
- самодельное учебное оборудование
- кабинет (уголок) по окружающему миру, географическая площадка, экологическая тропа, их устройство, назначение.
Литература:
1 (стр. 48 – 51), 4 (стр. 245 – 272), 5 (стр. 211 – 222). 

Планы практических занятий
Тема 3.
Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в ретроспективе.  (Занятие проводится в форме семинара)
1. Обсуждаются вопросы:
- важность изучения процесса развития науки «Методика преподавания «Окружающего мира»;
- причины введения в российскую школу учебного предмета «естественная история», положительные, важные для нашего времени идеи, заложенные в этом учебнике;
- связь постановки преподавания естествознания с уровнем развития базовых наук;
- этапы развития методики преподавания «окружающего мира».
2.Заслушиваются и обсуждаются сообщения:
- роль В.Ф. Зуева в становлении начального естественнонаучного образования в России;
- динамика естественнонаучного и обществоведческого образования в России в 19 веке;
- направления естественнонаучного и обществоведческого образования в России в начале 20 века;
- динамика естественнонаучного и обществоведческого образования в России в 20 веке;
- современные тенденции в методике преподавания курса «Окружающий мир».
Задание на внеаудиторную деятельность
1. Составить библиографический словарь (алфавитный), в котором указать ведущих ученых-методистов и их 1 – 2 основные заслуги. 
2. Начать составление картотеки изданий по методике преподавания курса «Окружающий мир»
Тема 4.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир».Современные вариативные курсы по «Окружающему миру». 
1. Обсуждаются вопросы:
- документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания предмета «Окружающий мир»: закон РФ «Об образовании», стандарты образования 1998, 2004, 2009. Необходимость разработки стандартов;
- статус учебного предмета «Окружающий мир»;
- особенности школьного курса «Окружающий мир», цели и задачи его преподавания.
 2. Самостоятельная работа:
- выполните анализ 2-3 УМК «Окружающий мир», включенных в Федеральный перечень. В работе следует использовать программы, учебники, методические пособия и обязательные дополнительные пособия, например, рабочие тетради. Анализ ведите по плану, предложенному в таблице, результаты анализа фиксируйте в этой же таблице:
Направления анализа	УМК
	Название, автор	Название, автор	Название, автор
Цель			
Ведущая (концептуальная) идея курса			
Задачи развивающие			
Задачи метапредметные			
Задачи предметные			
Принципы отбора и структурирования учебного материала			
Особенности интеграции естествознания и обществознания			
Содержание стандарта, не отраженное  в УМК			
Содержание УМК, превышающее стандарт. Целесообразность превышения			
Основные методы в преподавании курса 			
Основные формы в преподавании курса			
Особенности текстов в учебнике данного УМК (научные, художественные или ∕и др). Целесообразность их использования.			
Как и чем представлен аппарат организации усвоения? Его оценка.			
Что и как в УМК направлено на реализацию практической направленности комплекта 			
Компоненты, направленные на обобщение учебного материала			
Способы познавательной деятельности			
Общая оценка УМК			

3.	Обсуждение материалов практической работы.
Задания на внеаудиторную деятельность
1. Выполните анализ иного по сравнению с аудиторным занятием УМК по предложенному плану
2. Продолжие составление картотеки изданий по методике преподавания курса «Окружающий мир»
Тема 6.
Методы обучения  учебному предмету «Окружающий мир», их характеристика. Приемы обучения и их связь с методами. Сочетание методов и приемов.
1.	Обсуждаются вопросы
- особенности словесных, наглядных и практических методов обучения, их развивающие функции, в том числе УУД (примеры);
- отличие применения наглядных пособий в словесных и практических, в наглядных и практических методах обучения;
- сходство и отличие методов моделирования и проектирования;
- методические приемы и их классификация;
- сочетание методов и приемов.
2. Самостоятельная работа.
- выявите особенности деятельности учителя и учащихся в составе каждого метода применительно к принятой классификации; форма предъявления результатов свободная (текст, таблица или другое);
- на примере одного из методов обучения покажите, какими приемами обучения он может быть  реализован в практике;
- определите задачи использования других, кроме учебника, пособий, входящих в УМК;
- дайте анализ по авторским методическим рекомендациям выбранного курса рекомендаций к одному из уроков (по выбору) с целью определения методов и приемов, рекомендованных автором на данном уроке.
Задания на внеаудиторную деятельность
1. Определите тему проекта и разработайте его.
2. Продолжите составление картотеки изданий по методике преподавания курса «Окружающий мир»
Тема 7.
Система форм обучения, их классификация. Сущность каждой формы обучения, их взаимосвязь.
1. Обсуждаются вопросы
- урок как основная форма обучения, классификация уроков;
- общая структура уроков, функции структурных компонентов;
- особенности каждого типа уроков по окружающему миру, их структура;
- виды модифицированных уроков, их связь с типами уроков;
- подготовка учителя к уроку.
2. Самостоятельная работа.
- проведите анализ тематических планов, данных в методических рекомендациях 2 – 3 авторов, выявить, какой из них в большей мере отвечает задачам обучения. Если вы считаете, что в авторское планирование можно внести коррективы, предложите их;
- на примере конкретного урока раскройте основные этапы подготовки к нему, ответ дайте в виде схемы;
- по любому вариативному курсу разработайте фрагмент урока с применением 2 – 3 методов и 2 – 3 приемов обучения, укажите тип урока;
- составьте 2 – 3 инструкции к проведению самостоятельной практической работы на предметном уроке;
- по учебному пособию 4 (стр. 233 – 237) выявить виды внеурочной работы, которые используются при изучении курса «Окружающий мир», привести примеры, оформить в виде таблицы;
- составить домашние задания к изучению материала о природе и истории родного края (программа по выбору студента): а) практическое упражнение; б) задание на сбор текстовой и статистической информации; в) творческое задание;

- выявите виды модификаций уроков, составить их классификацию; ответ оформить в виде таблицы «Классификация модификаций уроков».
Задания на внеаудиторную деятельность
1. Подготовьте реферат на тему «Исследовательская деятельность учащихся на предметном уроке».
2. Разработайте одного из массовых, групповых и индивидуальных внеклассных мероприятий.
3. Продолжите составление картотеки изданий по методике преподавания курса «Окружающий мир»
Тема 8
Система средств обучения, их классификация, дидактическое значение. Методика работы с различными средствами обучения.
- что такое средства обучения, их классификация;
- функции разных средств обучения, отличия технических средств обучения от наглядных пособий;
- учебник как основное средство обучения, его структура и функции структурных компонентов;
- сущность понятия «комплексное использование средств обучения».
2. Самостоятельная работа:
- составить таблицу «материально-техническое оснащение курса «Окружающий мир»;
- составить инструкцию для работы с одним из видов наглядных пособий;
- дайте характеристику каждому структурному компоненту учебника, результаты оформить в  виде таблицы;
- выполните анализ одного из учебников по «Окружающему миру», выделите его структурные компоненты, определите приемы работы с этими компонентами, результаты оформить в виде схемы;
- выберите в методических рекомендациях одного из авторов один урок с применением плана, другой карты, выявите приемы, рекомендованные автором для работы с этими средствами обучения. Что бы вы изменили в этой методике?
- разработайте конспекты (фрагменты) 2 – 3 уроков, отразив в них работу с разными средствами обучения;   
- составьте поурочный комплекс средств обучения по 2 – 3 темам (темы  и УМК по выбору), обоснуйте отбор средств для каждого комплекса.
Задания на внеаудиторную деятельность
1. Составьте поурочный комплекс средств обучения по 2 – 3 темам (темы  и УМК по выбору), обоснуйте отбор средств для каждого комплекса.
2. Разработайте модель кабинета (уголка) по учебному предмету «Окружающий мир». Укажите при изучении какого учебного материала будут использованы его составляющие.
3. Предъявите преподавателю составленную картотеку изданий по методике преподавания курса «Окружающий мир»

Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Аквилева Г.Н.Рекомендации к самостоятельной работе над курсом «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»
2. Герд А.Я. Избранные педагогические труды.  Под ред. Б.Е. Райкова. - М., 1953
3. Государственные стандарты школьного образования (действующие на год прохождения переподготовки)
4. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.; 2008 г.
5. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М., 2004. 
6. Примерные программы  начального общего образования ∕ Стандарт П поколения. – 2010, 2011.
7.Райков Б.Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. – М.-Л., 1955
8. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000 
9. Учебники, учебные и методические пособия по вариативным курсам учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с Федеральным перечнем.
10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: в 2-х томах. - М., 1974.
Дополнительная
11. Азбука экологии  Под ред. О.Г. Завьялова и др. – М., 1997
12. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. Край Московский. Атлас – М.; 2004
13. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М., 1988
14. Архипенко Ф. Игра в учебной деятельности младшего школьника. – М., 1989
15. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов  Под ред. Журавлева В.И. – М., 1988 
16. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии. – М., 1954
17. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – Череповец, 1995
18. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. – М., 1915.
19. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 1983. 
20. Воспитание экологической культуры в условиях промышленного города.  Под ред. Л.И. Буровой. – Череповец, 2002
21. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М., 1991
22. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985
23. Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе. – СПб., 1883, 1914
24. Горощенко В.П. и др. Методика изучения природы в начальной школе. – М., 1965
25. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996 
26. Даринский А.В. Краеведение. – М., 1987
27. Завитаев П.А. Изучение природы в начальной школе. – М-Л., 1948
28. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 2005. 
29. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования  учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2005
30. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М., 1981 
31. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование младших школьников. – М., 1981
32. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995
33. Кайгородов Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. – СПб., 1907.
34. Клепинина З.А. Мой край: природа, история, культура. Тетрадь по краеведению. – М. 2006
35. Клепинина З.А. Край Московский: мир природы. – М.; 2004, 2006.
36. Клепинина З.А. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. – М., 2004
37. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.;  - 2005.
38. Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах – М., 1982. 
39. Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М., 1996
40. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников  Книга для учителя начальных классов. – М., 2002
41. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М., 2002
42. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. – М., 1993
43. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998 г. 
44. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1 – Ш классы: Книга для учителя И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, М.В. Зверева и др. – М., 1994
45. Отношение школьников к природе  Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 1988 
46. Половцов В.В. Избранные педагогические труды  Под ред. Б.Е. Райкова - М., 1957
47. Полянский И.И. Избранные педагогические труды – М., 1962
48. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. – М., 1968
49. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. – М., 1960
50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998
51. Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения  Под ред. Н.А. Константинова. – М., 1953
52. Сергеева В.А. Экранно-звуковые средства обучения на уроках природоведения. М., 1986
53. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. – М., 1999
54. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М., 1952
55. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. – М., 1976
56. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974
57. Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе». – М., 1905.
58. Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. – М., 1958
59. Формирование знаний об организме человека и охране его здоровья у младших школьников  Под ред. Н.А. Погореловой – Свердловск, 1990
60. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. – Ярославль, 1997  
61. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – М., 1998
62. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. – М., 1951
63. Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. – М., 1938 
64. Ягодовский К.П. Уроки естествознания в начальной школе. Пгр.: 1916.
65. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. – М. 1996


Преподаватели
На главную стр.

Сайт управляется системой uCoz