Сайт управляется системой uCoz


 Программа дисциплины
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







 Программа учебной дисциплины 
«Ботаника с основами экологии растений»
для  специальности 031200 «Педагогика и методика начального обучения»
факультета переподготовки учителей начальных классов

Курс 1 (вторая ступень)





Составитель – Смирнова Т.М.
Утверждена на заседании кафедры «___» __________2009 г.
Зав.кафедрой                              Е.И.Кикоин




Пояснительная записка
Программа раздела «Ботаника с основами экологии растений» учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» в сокращенные сроки.
Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО ( 2005 г.).
   Согласно учебному плану дисциплина  изучается студентами института на 1 курсе (1семестр). Общее количество часов, выделенное на освоение содержания раздела - 46.
 Изучение ботаники и экологии растений является одним из этапов   естественнонаучной подготовки учителя начальных классов. Как и другие разделы дисциплины «Естествознание», такие как «Землеведение и краеведение», «Зоология с основами экологии животных», раздел «Ботаника с основами экологии растений» ставит своей целью дать научные знания о природе, сформировать умения и навыки познания окружающего мира, расширить краеведческие знания. Поэтому основные задачи раздела  состоят в том, чтобы:
•	расширить и углубить знания о живой природе, полученные студентами на предыдущих этапах обучения;
•	показать, используя ботанический материал, единство  всей живой природы, сходство растений и других представителей органического мира, характерные особенности растений;
•	раскрыть особенности взаимодействия растительных организмов  и среды обитания, приспособления к природным циклам (суточным, сезонным);
•	познакомить с процессами, происходящими в органах растения, с эволюцией растительного мира и причинами его многообразия;
•	сформировать понятия о  целесообразности и необходимости рационального использования растительных ресурсов и охраны растений;
•	обучить приемам изучения растительного мира своего края.
Изучаемый  курс ботаники не только является теоретической основой предметов естественнонаучного содержания, изучаемых в начальной школе, но также имеет большое значение и для методической подготовки учителей -показывает значение ботанических знаний в воспитании и развитии ребенка, формирует умения наблюдения,  исследования растительных объектов, готовит к работе по экологическому образованию  и природоохранной деятельности с детьми, раскрывает значение  экскурсионной формы обучения младших школьников. 
 При изучении ботаники и экологии растений учитываются межпредметные связи -  для усвоения многих понятий используются знания по зоологии и  различным разделам землеведения.   
 Изучение ботаники на факультете переподготовки предполагает углубление специальных предметных знаний, развитие умений исследовательских работы, формирование важных методических навыков. С этой целью при проведении занятий акцентируется внимание на тех объектах, которые могут  использоваться для наблюдений и  демонстраций  в начальной школе.
         При изучении курса ботаники формируются представления об основных задачах ботаники как раздела современного естествознания, показываются уникальные особенности зеленых растений, что создает условия для развития экоцентрического мировоззрения студентов, ценностного отношения к природе.
Освоение дисциплины позволяет углубить общебиологические знания и понять многие  биологические закономерности, а также расширить ботанические знания на фактологическом уровне.
Изучая темы курса, студенты знакомятся не только с основным группами растений, но с другими организмами (бактерии, грибы), которые традиционно изучаются в курсе ботаники и являются компонентами содержания школьного курса «Окружающий мир». При рассмотрении растений, характерных для классификационных групп, уделяется внимание их эволюционному развитию, особенностям экологии, распространению, использованию человеком. Особое внимание уделяется представителям  местной флоры, т.к. это  подготовит учителей к краеведческой работе.
Изучение экологии растений имеет большую значимость для осуществления связей с разделом «Землеведение и краеведение», для подготовки к полевой практике, обеспечивает понимание и грамотное применение сезонного принципа при изучении окружающего мира в начальной школе.
         Большое значение в предметной подготовке студентов имеет полевая практика. Она позволяет познакомиться с живыми растениями в природном окружении, изучить растительные сообщества, жизненные формы растений, обнаружить приспособления к конкретным условиям местообитания, получить представления о флоре и растительности своего края, взаимообусловленности элементов природы. Учебная полевая практика проходит в виде экскурсий в природе (лесопарки Москвы) и в Ботаническом саду РАН, на которых проводятся наблюдения, описания, студенты овладевают навыками по сбору гербария, определения растений.
         Содержание предмета изучается на лекциях, практических занятиях, полевой практике, осваивается в самостоятельной работе. Формами контроля за усвоением знаний являются контрольные работы, зачет по полевой практике, зачет по теоретическому курсу.

Требования к уровню освоения содержания раздела

В результате освоения учебной дисциплины студенты должны иметь представления:   
 -  об особенностях ботаники как науки о растениях; 
 - о предмете, задачах, содержании основных разделов современной ботаники;
 -  об основных   процессах  жизнедеятельности растений;
 - об основных этапах эволюционного развития растительного мира и главных  ароморфозах.
        Студенты должны знать:
-  место ботаники в системе биологических наук и ее образовательную роль;
 -  отличия растительного организма от других представителей живой природы на клеточном, тканевом, организменном уровне;
 - особенности внутреннего и внешнего строения органов  цветкового растения в связи с выполняемыми функциями;                      
        -   разнообразные способы размножения растений;
     -  причины многообразия растительного мира, основные таксономические единицы и принципы классификации растений;
-   основные отделы низших и высших растений;
- взаимосвязи между растениями и факторами окружающей среды, основные жизненные формы и экологические группы;
        -  роль растений в биосфере и значение в жизни человека; 
- культурные, редкие и охраняемые растения своей местности; 
 - особенности строения, жизнедеятельности, классификации и биологическое значение бактерий и грибов.
        Студенты должны уметь:
       -  работать с простейшими увеличительными приборами;
 - самостоятельно работать с дополнительной научной, справочной  литературой, определителем;
- различать у цветковых растений  вегетативные и генеративные органы, их видоизменения и понимать их адаптивное значение;
- составлять морфологическое описание, выявлять приспособительные особенности растений к условиям обитания;
- распознавать в природе представителей различных таксономических единиц растений;
-  выявлять и описывать структуру и состав  растительного сообщества;
- различать комнатные растения, применять их для демонстраций и иллюстрации различных тем программ курса  «Окружающий мир» для начальной школы.
    Студенты должны имеет  навыки:
        -  определения растений с помощью полевых атласов и определителей;
- проведения сезонных наблюдений за растениями  и обработки их результатов;
        - ухода и вегетативного размножения комнатных растений;
        - гербаризации и составления различных ботанических коллекций;
        - проводить  мероприятия по сохранению растений своего края.
       Студенты должны применять:
- навыки работы со специальной литературой, словарями, справочниками при самостоятельной работе по темам учебной дисциплины; 
- правила демонстрации растительных объектов;
- навыки ведения фенологических наблюдений;
- статистические методы для обработки результатов наблюдений; 
-  правила сбора растений и  правила экологически грамотного поведения в природе;
        - умения привлекать Интернет-ресурсы в освоении дисциплины.

Содержание тем раздела «Ботаника с основами экологии растений»
 Введение. Природа – область исследования современного естествознания. Живая природа, ее отличие от неживой природы. Многообразие органического мира и его система. Неклеточные формы жизни – вирусы. Доядерные формы – бактерии и цианеи. Ядерные формы - грибы, растения, животные. 
Растения как объект изучения ботаники и экологии. История развития ботаники как науки. Разделы ботаники. Значение современной ботаники и экологии растений  для образования, воспитания, формирования мировоззрения и экологической культуры детей.
Биосферная роль зеленых растений. Значение растений в жизни человека. Культурные растения, их происхождение. Использование дикорастущих растений и их охрана.
  Строение и жизнедеятельность растительного организма. Общая характеристика царства растений. Характерные особенности растений: 1) на клеточном уровне – форма клеток, отличия строения растительной клетки: клеточная стенка, пластиды, вакуоли и клеточный сок, запасное питательное вещество; 2) на тканевом уровне – понятие о растительных тканях, основные группы растительных тканей, их расположение, строение и функции в организме растения; 3) на организменном уровне – вегетативные и репродуктивные органы, корневая и побеговая системы, основные свойства органов растительного организма (неограниченный рост, ветвление, симметрия, геотропизмы).
Вегетативные органы растения. Семя, его строение, развитие зародыша. Корень, внутреннее и внешнее строение. Почвенное питание растений. Видоизменения корней как отражение функций и следствие приспособления к условиям среды обитания. Побег, его основные элементы – почка, стебель, лист. Их основные функции и особенности внутреннего и внешнего строения,  многообразие форм и видоизменения в связи с адаптациями к условиям обитания. Фотосинтез и транспирация.
Репродуктивные органы растения. Цветок как высокоспециализированный видоизмененный побег. Строение и  функции частей цветка. Опыление, двойное оплодотворение, формирование семени и плода у цветковых растений. Многообразие цветков, приспособления к опылению. Формулы и диаграммы цветков.  Соцветие, биологическое значение и классификация соцветий. Плод, его назначение, принципы классификации плодов, приспособления к определенному способу распространения.
Воспроизведение и размножение растений. Размножение как одно из основных свойств живого организма. Два типа размножения – бесполое и половое.
Бесполое размножение, его виды – деление, почкование, фрагментация, спорогенез. Вегетативное размножение – основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
  Половое размножение – его виды, органы полового размножения у различных групп растений. Понятие жизненного цикла, чередование поколений и смена ядерных фаз (общая схема).
Многообразие органического мира. Систематика растений. Систематика – наука о многообразии. Общие принципы классификации организмов. Таксономические единицы и иерархический принцип  построения классификационных систем. Бинарная номенклатура. Четыре царства органического мира. 
       Царство Дробянки. Бактерии и цианеи – прокариотические организмы, общие черты организации и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. 
       Царство Грибы. Особенности строения  грибов и процессов жизнедеятельности- питания, роста, размножения. Плесневые грибы. Грибы-сапрофиты. Грибы-паразиты. Распространение грибов в природе, их роль в биосфере и жизни человека.
      Царство Растения. Развитие растительного мира, роль факторов внешней среды в процессе эволюции растений. Система растений. Деление растений на низшие и высшие.
      Низшие (талломные) растения. Общая характеристика строения тела, способа питания, размножения. Водоросли – первичноводные растения. Строение клетки (пластиды и пигменты) и многоклеточного тела водорослей. Принципы классификации водорослей, отделы водорослей, основные представители. Экологические группы водорослей. Значение водорослей в биосфере и использование человеком. Лишайники – симбиотические организмы. Взаимоотношений гриба и водоросли в теле лишайника. Морфологические типы талломов. Лишайники – пионеры растительного покрова. 
        Высшие растения. Характерные черты высокой организации в связи с наземным образом жизни.
Высшие споровые растений. Моховидные – особая линия эволюции наземных растений. Своеобразие строения и жизненного цикла мхов. Систематика и основные представители бриофлоры своего края. Споровые сосудистые растения – плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Особенности строения и жизненного цикла, распространение, экология, представители в местной флоре.
        Семенные растения. Отличия семенных растений от высших споровых, биологическое значение семени. Голосеменные. Общая характеристика и систематика отделов голосеменных растений. Жизненный цикл на примере хвойных (сосна). Хвойные растений во флоре своей местности. Покрытосеменные или Цветковые. Преимущества покрытосеменных по сравнению с другими растениями. Особенности строения вегетативных органов, размножения и жизненного цикла. Значение появления семян с эндоспермом, плода. Классы двудольных и однодольных. Сравнительная характеристика строения вегетативных и генеративных органов. Семейства двудольных: березовые, лютиковые, крестоцветные, розоцветные, мотыльковые, пасленовые, зонтичные, губоцветные, сложноцветные; и однодольных: лилейные, орхидные, осоковые, злаки.
          Растения и окружающая среда. Среда и экологические факторы. Экологические группы растений по отношению к основным факторам среды – свету, теплу, воде. Жизненные формы растений, классификация по К. Раункиеру. Факторы среды, влияющие на развитие растений. Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения растений.
        Понятие флоры и растительности. Растительные сообщества. Структура фитоценоза – видовая, пространственная. Динамика фитоценозов. Классификация фитоценозов. Основные закономерности распределения растительного покрова на Земле. Характерные растения природных зон России.

Список рекомендуемой литературы
    Основная: 
1. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. – М.: Асаdemia, 2003
2. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей. М.: «РАУБ»-«Илекса», 1998.
3. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И.  Полевая практика по природоведению. – М.: Владос,2000.
4. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителей. – М.: Просвещение, 1997.
   Дополнительная:
1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. Пособие для учащихся  общеобразовательной школы.- М.: «Вентана-Граф»,2002.
2. Вавилов Н.И. Пять континентов. – Л.: Наука, 1987.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.
4. Грин Н., Стаут И., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. – М.: Мир, 1990.
5. Губанов И.А  и др. Определитель сосудистых растений центра Европейской    России. – М.: Аргус, 1995.
6. Жизнь растений. В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1974-1982..
7.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А.Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности.- М.: «Логос». 2002.
8.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
9. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии растений. – М.: Просвещение, 1996.
10.Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004.
                                 Интернет-ресурсы
1.http.://www.edic.ru
2.http.://ru.wikipedia
3.www.college.ru/biology















Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины

     Форма обучения – очно-заочная
Лекции – 20 часов
Практические занятия – 14 часов
Полевая практика – 12 часов
Зачет – 1 семестр
Всего часов по учебному плану  – 46


Тематический план учебной дисциплины и виды  занятий  
    
 № п.п.	  Название разделов и тем	Всего           часов	В том числе:	полев.
практика
			лекции	практ.	
  1.




  2.


  3.



  4.


  5.	Введение.
Предмет и значение ботаники  и экологии растений.
Общая характеристика растений. 
Значение растений                           
Строение растительного организма.
Клетка и ткани растения.
Органы цветкового растения
Воспроизведение и размножение  растений.
Способы размножения растений и типы жизненного цикла.
Многообразие органического мира.
Бактерии и грибы.
Систематика царства растений
Растения и окружающая среда. 
Экологические группы и жизненные формы растений.
Растительные сообщества.	4




8


4



20



10
 

   	2

2


2


4



2
4


2

2	


  


2
4





2
6
	











 
6

 


6
	               Итого:	46	20	14	12
     




Лекции
Лекция №1. Ботаника в системе наук современного естествознания. Значение ботанических знаний. Система живой природы. 
- ботаника, ее объект и предмет;
- краткая история развития, разделы  ботаники, место в   системе  современного  естествознания;
- место и  значение ботанических знаний в школьном курсе
      «Окружающий мир»;
     - система природы, царства живой природы;
Задания для  самостоятельной работы:
	выявить разнообразие толкований понятия «природа», «жизнь» - философское, биологическое, экологическое, биохимическое;
	раскрыть значение и использование растений человеком. Культурные растения – центры происхождения, отрасти растениеводства.
 Лекция №2. Общая характеристика царства растений. Биосферное значение зеленых растений. 
      - сходство растений с другими организмами;
 - отличия растений от других организмов  на клеточном, тканевом,   организменном уровнях;
      - биосферная функция зеленых растений;
Задания для  самостоятельной работы: 
	выяснить особенности процесса фотосинтеза: этапы, условия, исходные и конечные продукты; 
Лекция №3. Вегетативные органы, их происхождение в связи с наземным образом жизни.  Развитие растений из семян.
         -  вегетативные органы и их системы;
     - закономерности строения вегетативных органов: 
     - разнообразие  надземных побегов и особенности их роста, типы ветвления;
     - вегетативные органы как результат эволюции и приспособления к среде обитания;
     - семя, его строение, развитие.
Задания для  самостоятельной работы: 
	выявить отличия семян двудольных и однодольных растений;
	рассмотреть этапы развития семян;
	 рассмотреть типы корней и  корневых систем. Выявить видоизменения и метаморфозы корней как  приспособления к условиям среды обитания;
	изучить  разнообразие  надземных побегов, стеблей по виду, расположению, функциям.
Лекция №4. Функции вегетативных органов и приспособительные изменения  к среде обитания.     
      - вегетативные органы и их основные функции;
      - корневая система, функции корней;
      - побеговая система, функции почек, стеблей, листьев;
      - многообразие форм как результат адаптивной эволюции растений;
      - метаморфозы вегетативных органов.
Задания для  самостоятельной работы:
	повторить учебный материал по морфологии листа. Составить классификацию листьев по форме и расчленению листовой пластинки, жилкованию, по виду края, основания, верхушке листовой пластинки;
	рассмотреть подземные видоизменения побега
Лекция №5 Воспроизведение и размножение растений. Чередования поколений в жизненном цикле. 
     - воспроизведение и размножение как свойство живого;
     - бесполое и половое размножение, их виды;
     -  способы вегетативного размножения растений;
     - чередование  полового и бесполого поколений в жизненном цикле растений; 
Задания для  самостоятельной работы:
	составить сравнительную характеристику единиц размножения и распространения растений  – гаметы, споры, семя;
	рассмотреть способы искусственного вегетативного размножения;
	выявить преимущества полового размножения у растений.
	сравнить схемы жизненного цикла растений различных отделов.
Лекция №6 Генеративные органы растений.  
    - органы размножения низших растений;
    - генеративные органы высших споровых растений;
    - цветок как орган размножения покрытосеменных растений; 
    - опыление и   оплодотворение  у покрытосеменных.
Задания для  самостоятельной работы:
	рассмотреть цветок как видоизмененный побег;
	выявить приспособления цветков к различным видам опыления.
Лекция №7. Многообразие органического мира. Общие принципы классификации растений. Таксоны и ботаническая номенклатура. 
    - многообразие органического мира и его системы;
    - задачи систематики как науки; 
    - таксономические единицы, иерархическая система таксонов;
    - бинарная номенклатура; вклад К.Линнея в развитие биологии;
    - основные черты филогенетической системы растений; 
    - царство Дробянки. Бактерии и цианеи.                               
Задания для  самостоятельной работы:
	Рассмотреть этапы эволюции живого.
	 Составить иерархическую систему таксонов для растения.
	Сравнить прокариотную и эукариотную клетки. 
Лекция №8. Высшие растения. Эволюция высших споровых, приспособления к наземной среде обитания:
- освоение растениями наземной среды обитания. Ископаемые предки современных сухопутных растений;
    - прогрессивные черты организации высших растений;
    - высшие споровые растения, общая характеристика;
-отделы споровых: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные – происхождение, условия местообитаний, характерные признаки строения тела, способы размножения, особенности жизненного цикла и чередования поколений, систематика отделов, представители в местной флоре, значение для биоценоза и использование человеком.  
Задания для  самостоятельной работы:
	Рассмотреть классификацию отдела моховидных.                                                   Изучить развитие и усложнение строения мхов в связи с изменением условий обитания.                                                                                            Познакомиться с разнообразием папоротников.
	Выявить  представителей высших споровых растений во флоре своего края. 
Лекция №9. Окружающая среда и растения. Экологические группы и жизненные формы растений. Сезонные явления в жизни растений.
    - основные факторы среды, влияющие на жизнедеятельность растений;
    - экологические группы растений по отношению к освещенности, тепловому режиму, влаге;
    - понятие жизненной формы;
    - классификация жизненных форм по К. Раункиеру и И.Г.Серебрякову; 
    - сезонные изменения в жизни растений, фенонаблюдения.
Задания для  самостоятельной работы:
	Выяснить, как приспосабливаются  растения к меняющимся условиям освещения.
	Выявить морфологические приспособления к высоким и низким температурам.
	Определить значение воды для растений.
	Составить программу наблюдений за сезонными изменениями   растений.
Лекция №10. Растительные сообщества. Основные закономерности распределения растительного покрова.  Растительные зоны России.
    - растительные сообщества, их структура, динамика, классификация;
    - закономерности распределения растительности, широтная и вертикальная поясность;
    - природные зоны России.                                                                                                   - редкие растения и их охрана.
Задания для  самостоятельной работы:
	Провести наблюдения и выявить ярусное строение растительных сообществ, природных или антропогенных ландшафтов.
	Выяснить виды динамики фитоценозов и их причины.
	Составить характеристику природных зон России.
	Описать редкие растения, выяснить причину исчезновения и способы охраны и сохранения численности.

Практические  занятия
Практическая работа №1. Особенности строения  растительной клетки. Растительные ткани.
Содержание  работы:
1. Изучить строение клеток, зарисовать и обозначить  элементы растительной клетки и их особенности – характер клеточной стенки, наличие ядра, вакуоли, пластид, форму клеток. 
2. Исходя из особенностей клеток и их расположения в теле растения, сделать вывод о принадлежности клеток к тому или иному типу тканей. 
Задания для  самостоятельной работы:  Изучив  учебную литературу,  составьте таблицу:              
«Растительные ткани»
Название ткани	Особенности строения клеток	Функции ткани	Внешний вид клеток	Расположение в растении
 
верхушечная     	Образовательные	             ткани	
	
вставочная				
камбий				

хлоренхима	Основные  
      	            ткани		
запасающая				
водоносная				

ксилема	Проводящие	             ткани		
флоэма				

эпидерма	Покровные	          ткани		
ризодерма				
пробка				
корка				

колленхима	Механические	           ткани		
склеренхима				
склереиды				

смоляные, млечные ходы	Выделительные	            ткани		

Практическая работа №2. Морфология и анатомия вегетативных органов растения.
Содержание  работы:
1. Рассмотреть типы корневых систем. Зарисовать мочковатую и стержневую корневые системы, обозначить на рисунках главный,  боковые, придаточные корни.
2.Используя пособие, изучить первичное строение корня, зарисовать продольный разрез молодого корня.
3.Рассмотреть побеги различных древесных растений,  сравнить их между собой. Зарисовать схематично строение различных побегов,  обозначив на рисунках узел, междоузлие, верхушечную и боковые почки,  изобразить удлиненные и укороченные  побеги.
4.Изучить строение почек бузины и дуба, используя учебник и пособие для учителей. Зарисовать почки и обозначить: почечные чешуи, зачатки листьев или цветков, конус нарастания.
5.Рассмотреть пучковое строение стебля. Сравнить  с рисунками учебного пособия. Найти сходство и отличия.
6. На поперечных спилах древесных стеблей отметить своеобразие их строения.  Определить возраст побега и объяснить методику его определения.  
Задания  для самостоятельной работы:.
1. Изучить анатомическое строение листа. Сделать рисунок внутреннего строения листа, обозначить ткани.                                                                                    2.Повторить морфологию листа, устно сделать  морфологическое описание  листа по плану. Выявить видоизменения листьев – усики, колючки, филлодии. 
Практическая работа №3. Строение и многообразие цветков. Плоды и семена.
Содержание  работы:
1.Используя модели, таблицы и схемы изучить строение цветков вишни, огурца, тюльпана, пшеницы. Определить в них части стеблевого и листового происхождения;  стерильные и репродуктивные, назвать их функции.
2.Зарисовать изученные цветки, подписать их части, указать тип околоцветника и завязи, однополый или обоеполый цветок,  подписать название растений.
3.Изучить строение тычинки и пестика, зарисовать их и схематично изобразить процесс опыления и оплодотворения.  
4.По учебному пособию ознакомиться с процессами микроспорогенеза и мегаспорогенеза у растений, выяснить суть двойного оплодотворения у цветковых растений. Отметить на рисунке, во что превращаются части цветка после оплодотворения.        
5.По коллекциям ознакомиться с разнообразием плодов. Используя таблицы и пособия дать классификацию плодов, выявить приспособления к распространению.
Задания  для самостоятельной работы:
1. Познакомьтесь с классификацией соцветий и для лучшего запоминания составьте таблицу, в которой отобразите: принцип классификации, тип соцветия, название растений.
2. Вспомните, как классифицируются плоды, какие классификации приведены в учебниках для начальной школы.  Используя общепринятый способ изображения, сделайте рисунки сухих, сочных, односеменных и многосеменных плодов, приведите примеры. 
Практическая работа №5. Водоросли - низшие растения. Морфологические типы лишайников.
Содержание работы:
1. По рисункам исследовать особенности строения клеток водорослей. Выявить форму клеток, форму хроматофоров.
 2. Используя учебное пособие изучить строение талломов водорослей.
 3. На коллекционном  материале изучить строение талломов лишайников. Зарисовать внешний вид.
4. По таблицам и коллекциям познакомиться с разнообразием представителей водорослей, их экологическими формами, классификацией. 
Задания  для самостоятельной работы: 
1. По учебным пособиям изучить биологическую классификацию водорослей, выявить классификационные признаки, назвать представителей отделов.
2. Изучить внутренне строение лишайников.
Практическая работа №6.  Высшие семенные растения – голосеменные и цветковые. Органы размножения и цикл развития хвойных (на примере сосны обыкновенной).
Содержание  работы:
1.Рассмотреть характерные особенности строения побегов хвойных деревьев. Зарисовать общий вид ветки сосны. Обозначить на рисунке удлиненные побеги, укороченные побеги, листья. 
2.Используя таблицы и учебные пособия изучить строение мужской и женской шишки сосны. Зарисовать и подписать строение шишек.
3. По рисункам-схемам проанализировать цикл развития сосны,  выполнить схематический рисунок.
4. Сравнить строений шишки и цветка.
Задания  для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть поперечный срез хвои сосны сравнить со строением листа листопадного растения.
2. Провести сравнительный анализ циклов развития мхов, папоротников, хвойных, используя рисунки. Выяснить соотношения гаметофита и спорофита в жизненных циклах
Практическая работа №7.  Классы двудольных и однодольных растений. Основные признаки семейств.
Содержание  работы:
1. Изучите учебные тексты пособий, составьте таблицу: «Основные отличия представителей двудольных и однодольных»:
признак	двудольные	однодольные
Строение зародыша 		
Способ прорастания 		
Тип корневой системы		
Форма листьев и жилкование		
Внутренне  строение стебля		
Жизненные формы		
Строение цветка		
Число семейств и видов		
Основные семейства		
2.Используя рисунки пособий, учебные таблицы, модели, рассмотреть многообразие цветков. Изучить способы записи информации  в виде диаграммы и формулы цветка. 

      Итоговая аттестация по курсу - зачет.
      Зачет проводится по результатам   контрольных письменных работ по основным темам учебного курса, которые оцениваются «зачет» - «незачет». Таких контрольных – три. Итоговая аттестация представляет сумму полученных оценок.
      Вопросы к контрольным работам составлены таким образом, чтобы оценить понимание теоретического материала, с которым студенты познакомились на лекциях, проконтролировать самостоятельную работу с  учебной литературой, оценить умение применять предметные знания в педагогической практике.
       Задания к контрольным работам – это простые вопросы, тесты, задания на составление схемы, характеристики или задания требующие доказательства. 

Контрольная работа 1  
1.	Какую роль играют ботанические знания в образовании и воспитании младших школьников?
2.	Какие царства живой природы являются эукариотами?
3.	В чем заключается биосферное значение зеленых растений?
4.	Какие органеллы растительной клетки содержат пигмент? Нарисуйте клетку и укажите в ней эти органеллы.
5.	Укажите соответствия: ткань – функция -
       а) ксилема     1)обеспечивает рост стебля в толщину
      б) эпидерма    2)осуществляет фотосинтез
      в) хлоренхима  3)защищает от воздействия внешней среды
       г )камбий      4)выполняет опорную функцию
        д) склеренхима 5)проводит воду и минеральные в-ва
6. Через какие клетки происходит всасывание воды  из почвенного раствора?   Их название и морфологические особенности.         
7.Соедините стрелками:
     главные            мочковатая
    боковой
    придаточный        стержневая
8.Докажите, что почка это зачаточный побег.
9.Назовите и охарактеризуйте типы ветвления.
10.Чем отличается лист: простой от сложного
                             сидячий от черешкового
                             овальный от линейного
                             цельнокрайний от зубчатого?
11.Какие структуры обеспечивают растению газообмен и транспирацию?
12.В чем состоит приспособительное значение листопада?
13.Назовите метаморфозы вегетативных органов растения.
14.Можно ли, рассмотрев комнатное растение, сделать вывод о его  происхождения? Определите родину таких растений как агава, монстера, бальзамин.

Контрольная работа 2.
1.	Перечислите отличия полового и бесполого размножения.
2.	К какому типу относится размножение черенками?
3.	Как называется орган, в котором образуется спора?
4.	Что такое гамета?
5.	Чем могут отличаться поколения в жизненном цикле?
6.	Могут ли одни и те же растения размножаться спорами и семенами? Вегетативным способом и половым?
7.	У покрытосеменных растений широко распространено вегетативное размножение. Объясните, почему это имеет большое значение для процветания этой группы.
8.	Назовите стерильные части цветка.
9.	Что такое опыление? Какие приспособления  имеет растение для опыления ветром?
10.	Какие растения называются однодомными? Двудомными?
11.	В чем состоит биологическое значение соцветий?
12.	Какие  признаки положены в основу классификации плодов?
13.	Перечислите приспособления плодов и семян к распространению животными и человеком.
14.	Какие вопросы данной темы рассматриваются в курсе окружающего мира в начальной школе?

Контрольная работа 3
1.	Что изучает систематика?
2.	Что такое бинарная номенклатура?
3.	Что такое таксон? Какие таксоны являются
            высшими  -      вид      отдел 
            низшими  -      класс     род
            основными -     царство   порядок
4. Какие растения - высшие или низшие- имеют таллом?
5. Чем образовано вегетативное тело гриба?
6. В чем отличие клетки водорослей от клетки наземных высших растений?
7. Какие признаки характеризуют моховидных как примитивные растения?
8.Что такое зооспора?
9.Где обитают зеленые и белые мхи? Какое значение для природы они имеют?
10.Опишите строения папоротника. 
11.В чем преимущества семенных растений перед споровыми?
12.В каких природно-климатических зонах произрастают хвойные растения? Какие они имеет адаптивные признаки?
13.На какие классы делятся цветковые растения? Назовите основные отличия этих классов.
14.Какие группы растений – биологические, экологические, ценотические – изучаются в начальной школе?


Задания для подготовки к зачету  по темам раздела
«Ботаника с основами экологии растений»

Введение.
1. Какую роль играют ботанические знания в экологическом образовании младших школьников?
2. Представители каких царств  являются эукариотами?
3. В чем заключается биосферное значение зеленых растений?
4. Что такое фотосинтез? Приведите общее уравнение этого процесса и объясните его.
5. Укажите общие черты растений и других живых организмов.
Строение и жизнедеятельность растительного организма
1. Чем отличаются растения и другие организмы на клеточном уровне?
2. Что такое растительная ткань? 
3. Укажите соответствие: ткань и ее функция-
а)ксилема           1)обеспечивает рост стебля в толщину
б)эпидерма         2)осуществляет фотосинтез
в)хлоренхима    3)защищает от воздействия окружающей среды
г)камбий            4)выполняет опорную функцию
д)склеренхима   5)проводит воду и минеральные питательные вещества
4. Какие ткани образуют корень и обеспечивают выполнение соответствующих функций?
5. Что такое ветвление? Назовите и опишите виды ветвления.
6. Перечислите виды почек по их функциям и расположению на стебле.
7. Почему в древесине  многих деревьев мы наблюдаем годичные кольца? Что можно определить по количеству и ширине годичных колец?
8. Назовите видоизменения листа. Какое приспособительное значение они имеют?
9. Объясните утверждение: «цветок – это видоизмененный укороченный спороносный побег». Используйте для этого схематичный рисунок цветка.
10. Перечислите признаки насекомоопыляемых растений.
11. Какие растения называются однодомными? двудомными?
12. Чем семя отличается от споры?
13. Какие приспособления имеют плоды для распространения?
Воспроизведение и размножение растений
1. Перечислите отличия полового и бесполого размножения.
2. Как называется орган или клетка, в которой образуются споры?
3. Что образуется на гаметофите - а) споры, б) гаметы, в) семена?
4. У покрытосеменных растений широко распространено вегетативное размножение. Объясните, почему это имеет большое значение для процветания этих растений.
5. Что такое чередование поколений?
Многообразие органического мира. Систематика растений.
1.Какая биологическая наука изучат многообразие органического мира?
2. Что такое бинарная номенклатура? 
3.Что такое таксон?  Какие таксоны относятся к высшим, низшим, основным – царство, вид, род, класс, отдел.
4. Раскройте общие черты жизнедеятельности бактерий и свяжите их с        ролью, которую они выполняют в биосфере.
5.Что составляет тело гриба?
6.Какое значение имеют грибы-сапрофиты и грибы-паразиты?
7. Какие растения относятся к талломным?
8. Почему водоросли называют первичноводными растениями?
9. Какие признаки положены в основу биологической классификации водорослей?
10. Назовите экологические группы водорослей и их значение для биосферы.
11. Какие признаки моховидных характеризуют их как примитивные растения? В чем своеобразие этой группы растений?
12. Где обитают зеленые и белые мхи?  Какое значение для природы они имеют?
13. Какие побеги развиваются на корневищах хвоща весной и летом? В чем их отличия?
14. Опишите строение папоротника.
15. В чем заключаются преимущества семенных растений перед споровыми?
16. В каких природно-климатических зонах произрастают хвойные? Какие они имеют адаптивные признаки?
17. Каковы основные признаки покрытосеменных растений?
18. Какие  признаки лежат в основе деления покрытосеменных на классы?
19. Назовите представителей семейства розоцветных, их распространение, хозяйственное значение.
20. Многие растений класса однодольных занесены в Красную книгу. Назовите их. Объясните, почему они  стали редкими? Какие меры предпринимаются для их сохранения? 
Растения и окружающая среда
1. Приведите классификацию экологических факторов, воздействующих на растения.
2. Какое значение  для растений имеет свет? На какие экологические группы по отношению к свету подразделяются растения?
3. Что такое жизненная форма растений?
4. С какими организмами, как взаимодействуют растения в биоценозе?
5. Почему  в растительных сообществах формируются ярусы?
6. Какое воздействие оказывают растительные сообщества на почву и климат?
7. Как называются леса из хвойных пород деревьев? Почему хвойные  породы занимают северную часть лесной зоны? 
8. Что обуславливает поясность в распределении растительных сообществ на территории России?


















МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







 Программа учебной дисциплины 
«ЭКОЛОГИЯ»
для  специальности 031200 «Педагогика и методика начального обучения»
факультета переподготовки учителей начальных классов

Курс 2 (вторая ступень)







     Программа учебной дисциплины «Экология» обсуждена и утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования протокол заседания кафедры  №        от                     2009 г., 


Составитель, ст. преподаватель                                             Смирнова Т.М.

Заведующий кафедрой, к.п.н.                                                   Кикоин Е И. 

Программа учебной дисциплины «Экология»,

Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» на факультете переподготовки учителей начальных классов.
 Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО (2005 г.).
   Согласно учебному плану дисциплина  изучается студентами факультете переподготовки на 2 курсе (4 семестр). Общее количество часов, выделенное на освоение содержания курса- 16.
   Изучение экологии является одним из этапов   естественнонаучной подготовки учителя начальных классов. Курс изучается на завершающем этапе этой подготовки, обеспечивая развитие экологических знаний и умений, полученных студентами при изучении курса «Естествознание».  Как и другие естественнонаучные дисциплины, курс экологии ставит своей целью дать научные знания о природе, сформировать умения и навыки познания окружающего мира, углубить   знания о взаимодействии человека и природы, совершенствовать оценочные суждения и развить практические умения природоохранной деятельности и поведения. Поэтому основные задачи раздела  состоят в том, чтобы:
•	расширить и углубить знания о природе, полученные студентами при   изучении естествознания; 
•	систематизировать  знания студентов об экологических факторах среды и их значении;
•	познакомить с закономерностями действия факторов среды на организмы;
•	раскрыть свойства популяции;
•	познакомить со структурой экосистемы и закономерностями ее функционирования;
•	познакомить с биосферой как глобальной экосистемой, изучить свойства и функции живого вещества (биомассы);
•	раскрыть основные проблемы экологии человека;
•	раскрыть экологические основы охраны природы, показать особенности экологического мониторинга.
        Изучаемый  курс экологии важен  не только тем, что  является теоретической основой предметов естественнонаучного содержания, изучаемых в начальной школе, но также имеет большое значение и для профессиональной подготовки будущих учителей, так как готовит к работе по экологическому образованию  и природоохранной деятельности с детьми.
        При изучении экологии учитываются межпредметные связи -  для усвоения многих понятий используются знания по зоологии и ботанике,  различным разделам землеведения.     
       Изучение курса «Экология» на факультете переподготовки  предполагает углубление специальных предметных знаний, развитие оценочных навыков, формирование важных методических умений - определение содержания и организации экологического воспитания и образования, природоохранной деятельности младших школьников. 
      Программа курса «Экология» предусматривает как расширение и углубление уже имеющихся экологических знаний, так и освоение новых понятий, научных фактов и закономерностей.      Отбор и структурирование содержания курса произведены с учетом принципа профессионально-педагогической направленности. В процессе изучения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные умения, необходимые для преподавания школьного  курса «Окружающий мир», например, умения давать характеристику среды обитания, выявлять связи и зависимости, существующие в природе, оценивать поведение человека в природе.
     Содержание курса имеет большое мировоззренческое значение. Студенты  знакомятся с учением И.В.Вернадского о биосфере, узнают о функции и роли живого существа, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об эволюции биосферы.
    При изучении  экология человека  рассматриваются различные аспекты взаимодействия человека и природы. Студенты получают необходимые для обучения младших школьников знания о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
     Раздел «Экологический основы охраны природы» углубляет знания о современных проблемах охраны природы. Содержание этого раздела  подготовит студентов к формированию у младших школьников ответственного отношения к природе.

Требования к уровню освоения содержания курса «Экология»

      В результате освоении учебной дисциплины студенты должны иметь представления: 
 -  об особенностях экологии как науки; 
 - о предмете, задачах, содержании основных разделов современной экологии;
 -  о роли экологии в жизни общества;
 -  об экологических законах и принципах;
 -  о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
Студенты должны знать:
        - экологические факторы среды, их классификацию, значение;
- закон экологического оптимума и ограничивающего фактора;
- основные пути приспособления организмов к среде обитания;
- свойства популяции;
- структуру экосистемы (видовую, пространственную, функциональную);
- правило 10%;
- особенности искусственных экосистем, характеристики агроэкосистем;
- структуру и свойства биосферы;
- свойства и функции живого вещества;
- о круговороте веществ в биосфере и его значение;
- о ноосфере;
- основные экологические проблемы России;
- факторы здоровья человека;
  - сущность здорового образа жизни;
  - о рациональном использовании природы и мерах по ее охране;
  - классификацию природных ресурсов;
  - о загрязнении природной среды и путях его устранения;
  - об экологическом мониторинге;
  - нормативно-правовые основы охраны природной среды и заповедного дела.
Студенты должны уметь:
         - характеризовать экосистему;
 - выявлять признаки приспособленности организмов к условиям среды;
 - выявлять взаимосвязи в экосистемах;
 - составлять и характеризовать цепи питания;
 - оценивать поведение человека в природе.
 -  выявлять и описывать структуру и состав природного сообщества.
           Студенты должны имеет  навыки:
 - проведения экологических наблюдений и обработки их результатов;
         - проводить  мероприятия по сохранению природы своего края.
Студенты должны применять:
 - навыки работы со специальной литературой, справочниками при самостоятельной работе по темам учебной дисциплины; 
 -  навыки ведения фенологических наблюдений;
 - правила сбора растений и  правила экологически грамотного поведения в природе;
 - умения привлекать Интернет-ресурсы в освоении дисциплины.


Содержание разделов дисциплины
Введение.
      Предмет и задачи экологии. Разделы экологии. Становление основных экологических представлений. Этапы развития экологии. Методы экологии. Основные экологические проблемы современности. Роль экологии в жизни общества.
Экология организма.
      Экологические факторы среды. Абиотические факторы: свет, температура, влажность, рельеф, соленость и др.; их влияние на организм. Биотические факторы: внутривидовая и межвидовая конкуренция, нейтрализм, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм, аменсализм. Антропогенные факторы.
      Экологическая пластичность видов. Закон экологического оптимума. Взаимодействие экологических факторов. Закон толерантности.
      Основные среды жизни: водная среда, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда жизни. Экологическая классификация организмов. Основные пути приспособления организмов к среде: анабиоз, скрытая жизнь, поддерживание постоянства внутренней среды, миграции. Приспособительные ритмы жизни: суточные, годовые. Фотопериодизм.
Экосистемы.
      Понятие экосистемы и биогеоценоза. Видовая структура экосистемы. Преобладающие (доминантные) виды. Средообразователи. Индикаторы. Пространственная структура. Ярусность. Местообитание и экологическая ниша. Функциональная структура экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Энергетика экосистем. Трофические уровни. Правило 10%. Продуктивность и биомасса экосистем. Сукцессии. Стабильность и устойчивость экосистем. Влияние деятельности человека на экосистемы: снижение биологического разнообразия, внедрение чужеродных видов. Искусственные экосистемы. Промышленные и  агроэкосистемы. Продуктивность агроэкосистем. 

Экология биосферы.
      Биосфера – глобальная экосистема. Структура и свойства биосферы. Свойства живого вещества. Функции живого вещества: энергетическая, газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, деструктивная, средообразующая, транспортная, рассеивающая, информационная.  Круговорот и биогеохимические циклы  веществ на примере азота, углерода и фосфора. Биосфера и превращение энергии. Зональность биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Социальная экология.
     Воздействие человека на  окружающую среду. Природопользование: рациональное, нерациональное. Природные ресурсы и их классификация. Опережающий рост потребностей человека как одна из причин экологической нестабильности. Антропогенные экологические кризисы Земли. Загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнения. Эффект суммации действия загрязнителей.  
     Качество окружающей среды и здоровье человека    Экологический мониторинг состояния природной среды, основные принципы, нормативы и стандарты - ПДК, ПДУ. 

Экологические основы охраны природы.
      Роль природы в жизни общества. Объекты и принципы охраны природной среды. Природоохранная деятельность.
      Современное состояние и охрана атмосферы. Состояние, рациональное использование и охрана водных ресурсов, недр, почв, растительности и животных. Охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные парки. Памятники природы. Заказники. Красные книги.
      Правовые основы охраны природы. Концепция устойчивого развития. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. Понятие экологической безопасности.

Список рекомендуемой литературы
    Основная:
1.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие.- М.: Новая школа, 1997.
2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителя. – М.: Агар,2000.
3. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.: АО МДС, Юнисам,1995.
5. Пономарева И.Н. Общая экология. – М., 1994.
6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.
   Дополнительная:
1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – М., 1994.
2.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования. В 2-х т.- М.: Прогресс, 1993.
3.Небел Б. Наука  об окружающей сред: Как устроен мир: В 2-х т. – М.:Мир, 1993..
                 Интернет-ресурсы
1.http.://www.edic.ru
2.http.://ru.wikipedia
3. www.ecosystem.ru









Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
     Форма обучения – очно-заочная
Лекции – 10 часов
Практические  работы – 6 часа
Зачет – 4семестр
Всего часов по учебному плану  – 16


Тематический план курса и виды занятий

  №
 п/п	
                 Название тем курса	
   лекции	практич.
работы
   1	Введение	1	-
   2	Экология организма	        1	2
   3	Экосистемы	        2	2
   4	Экология биосферы	        2	-
   5	Социальная экология	        2	-
   6	Экологические основы охраны природы	        2	2
	Итого:	10	6

Лекции
Лекция №1. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Основные экологические законы и принципы. Среды жизни.
     План лекции
1.Экология как наука, ее объект и предмет.
2. Краткая история развития. Структура современной экологии.
3. Роль экологии в обществе и задачи  экологического образования младших школьников.
     4. Понятие «окружающая среда».
     5. Экологические факторы, их классификация.
     6.Основные экологические законы – закон совокупного действия факторов, закон толерантности, закон минимума, закон ограничивающих факторов.
     7.Основные среды жизни: водная среда, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда жизни.
     8.Экологическая классификация организмов.
Лекция №2. Понятие биогеоценоза и экосистемы. Структура и свойства экосистем. Трофические уровни. Круговорот вещества и поток энергии в экосистеме.
     План лекции
1.Основные понятия и их определения.
2.Многообразие экосистем, их классификация.
3.Структура экосистем – видовая, пространственная, функциональная.
4. Перенос  вещества и энергии в экосистеме.
5. Пищевые цепи, пищевые сети, трофические уровни.
6.Продуктивность экосистем.
7.Динамика экосистем. 
Лекция №3. Биосфера как глобальная экосистема. Живое вещество биосферы, его функции. Биогеохимический цикл. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
      План лекции
1.Основные понятия и их определения.
2.Границы биосферы.
3.Основные свойства и функции живого вещества.
4.Круговорот и биогеохимические циклы вещества.
5.Биосфера и ноосфера.
6.Воздействие человека на биосферу.  
Лекция №4. Задачи социальной экологии. Природопользование и природные ресурсы. Загрязнение. Современные экологические проблемы. Экологический мониторинг. 
       План лекции
1.Рациональное и нерациональное природопользование.
2.Многообразие природных ресурсов, их классификация.
3.Загрязнение окружающей среды, виды загрязнителей.
4. Качество окружающей среды и здоровье человека.
5.Понятия экологическая проблема, экологический кризис, экологическая катастрофа.
6. Глобальные антропогенные кризисы Земли.
7. Экологический мониторинг, его виды.
Лекция №5. Правовые аспекты экологии. Экологическое законодательство и международное сотрудничество. Экологические стандарты и нормативы. Охрана природы.
       План лекции
1.Нормативно – правовые основы охраны природной среды.
2.Стандарты и нормативы – ПДК, ПДУ.
3.Природоохранное законодательство. Экологические права и обязанности.
4. Объекты и принципы охраны природы.
5.Особо охраняемые природные территории.
6. Понятие экологической безопасности
7. Понятие экологической безопасности.

Практические работы.
Практическая работа №1. Экологические факторы и основные среды жизни. Экологическая классификация жизненных форм организмов.
Темы для обсуждения  и практические задания:
1.	Дать характеристику абиотических факторов среды жизни – водной, наземно-воздушной, почвенной.
2.	Рассмотреть экологическую классификацию организмов.
3.	Выявить основные способы приспособлений  организмов к изменяющимся условиям среды обитания.
4.	Изобразить графически  проявление закона оптимума, закона толерантности. Обозначить точки и зоны оптимума и пессимума.
5.	Выяснить значение терминов «стенобионты», «эврибионты». Привести примеры.
Практическая работа №2.  Основные компоненты и свойства экосистем.
Темы для обсуждения  и практические задания:
  1. Составить пищевые цепи для различных сред жизни.
2. Изобразить  пищевые сети, трофические уровни. Привести примеры       каждому трофическому уровню.
  3. Выяснить содержание понятия «продуктивность экосистем».
  4. Рассмотреть и объяснить формулу энергетического баланса.
  5. Изучить и изобразить  три основных вида экологических пирамид –   пирамиду чисел, пирамиду биомасс, пирамиду энергий.
6. Выяснить различия в таких процессах как флуктуации и сукцессия.. 
Практическая работа №3. Экологические проблемы современности. Охрана природы и заповедное дело.
Темы для обсуждения  и практические задания
   1. Раскрыть основные экологические проблемы 
   2. Выявить  объекты и принципы охраны природы.
   3. Охарактеризовать особо охраняемые природные территории. Привести примеры заповедников, заказников, памятников природы Московского региона и России.
    4. Красные книги, их содержание и значение  для сохранения биоразнообразия.
    5. Международные экологические организации.

Самостоятельная работа студентов
          Самостоятельная работа организуется как работа с текстами и рисунками учебников и пособий, использование как источника информации дополнительной литературы,  при  необходимости даются консультации. Формой проверки освоения учебной информации являются домашние контрольные работы
Примерная тематика домашних самостоятельных работ
Контрольная работа №1.
1.Пищевые цепи. Пищевые сети. Трофические уровни. Пирамиды чисел, масс, энергии.
2.Продуктивность экосистем.
3.Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности.
4.Особенности искусственных экосистем.
5.Характеристика ( по плану) агроэкосистемы или квартиры как экосистемы. 

Контрольная работа №2
1.Пример круговорота вещества в биосфере.
2.Факторы здоровья человека.
3.Экологические права и обязанности граждан.
4.Охрана природной среды Московского региона.
5.Редкие растения и животные. Причины исчезновения, способы и меры сохранения. 


Требования и примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Экология»
 На  итоговом зачете по учебной дисциплине студенты должны показать не только знание теоретического материала, составляющего содержание курса, но и  умения интегрировать знания и навыки формулировать оценочные суждения. Студенты должны продемонстрировать свободное владение специальной терминологией, умение анализировать и делать обобщения. Важным показателем освоения материала дисциплины является умение применять знания в повседневной  практике и определять их место в обучении предмету «Окружающий мир» в начальной школе. 

1.Предмет, задачи и методы экологии. Ее значение в жизни современного общества.
2.История становления и развития экологии как науки.
3.Основные современные экологические проблемы России.
4.Среда обитания. Основные среды жизни, их характеристика. Экологические факторы среды.
5.Закон оптимума и ограничивающего фактора.
6.Свет как экологический фактор. Влияние солнечной радиации на живые организмы.
7.Температура и влажность. Их влияние на живые организмы.
8.Основные адаптации организмов к среде (анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, миграция).
9.Влияние организмов на среду обитания (климат, водный режим, почва и др.).
10.Биотические воздействия организмов (нейтрализм, конкуренция, паразитизм, хищничество, мутуализм, комменсализм и др.).
11.Популяция – важнейшая экологическая единица. Ее основные характеристики. Взаимоотношения особей внутри популяции.
12.Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Видовая структура биогеоценоза.
13.Пространственная структура биогеоценоза. Экологическая ниша.
14.Функциональная структура биогеоценоза.
15.Трофические уровни в экосистеме. Экологическая пирамида. Правило    10%.
16.Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы и ее структура.
17.Свойства живого вещества.
18.Функция биомассы (газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, энергетическая, деструктивная).
19.Экологические группы растений.
20.Круговорот веществ на примере углерода, фосфора и воды, и превращение энергии в биосфере.
21.Свойства экосистем (целостность, самовоспроизведение, устойчивость, саморегуляция).
22.Саморазвитие и смена биогеоценозов.
23.В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере и ноосфере. Понятие о живом, биогенном, биокосном и косном веществе.
24.Агроэкосистемы, их свойства и отличия от природных экосистем.
25. Географическая зональность биосферы.
26.Рациональное использование и охрана недр.
27.Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
28.Современное состояние и охрана растительности.
29.Современное состояние и охрана атмосферы.
30.Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
31.Природные ресурсы (исчерпаемые, неисчерпаемые). Принципы и правила охраны природы.
32. Экологические группы животных.
33.Окружающая среда и здоровье человека (химическое, биологическое и шумовое загрязнение, питание). Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Итоговый тест по курсу «Экология»
1.Совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, называется: 1)ландшафт
                   2)экосистема
                   3)биологическая система
                   4)природная зона
2.Какая экосистема наиболее крупная? Составьте «матрешку» из данных экосистем: 1)муравейник
                  2)биосфера
                  3)смешанный лес
                  4)природная зона
3.Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических, называются: 1)редуценты
                                                    2)продуценты
                                                    3)консументы
                                                    4)детритофаги
4.Каждой трофической группе подберите соответствующие организмы:        автотрофы      1)заяц                    5)гриб-трутовик
             фитофаги       2)блоха                  6)береза
             паразиты        3)дождевой червь 7)термиты
            детритофаги   4)бабочка              8)пшеница
5.Составте пищевую цепь пастбищного типа:
    ___________, виноградная улитка, _________, __________.
6.Сколько процентов энергии переходит на каждый последующий трофический уровень? 1) 1%
                                   2) 10%
                                   3) 50%
                                   4) 100%  
7.Что является биогеоценозом ? 1)аквариум с рыбками
                                                 2)организм животного                                                                               
                                                 3)лесная поляна
                                                 4)океан
8.Закономерная последовательная естественная смена биоценозов называется: 1)сезонная динамика
                     2)экологическое равновесие
                     3)экологическая сукцессия
                     4)биогеохимический цикл
9.К биотическим факторам относятся:
1)выпадение осадков                          2)распашка целинных земель
3)вытаптывание растений копытными 4)микроэлементы в почве
5)загазованность атмосферы       6)поедание луковиц кротом 
10.В состав биосферы входит: 1)вся атмосфера
                                                    2)вся гидросфера
                                                    3)вся литосфера
                                                    4)вся ноосфера
11.Что происходит с веществами в биосфере?
1)вымывание элементов из земной коры водой 
2)переход  из одного агрегатного состояния в другое
3)биогеохимические циклы
4)накопление в виде полезных ископаемых
12.Антропогенная экосистема это: 1)болото
                                                           2)городской парк
                                                           3)морской залив
                                                           4)пастбище
13.В городской экосистеме основными источниками загрязнения являются:      1)автомобили
  2)пыльные бури
  3)стоки минеральных удобрений с полей
  4)кислотные осадки
14.Степень воздействия загрязнителя на окружающую среду зависит от:         1)концентрации загрязнителя
            2)производителя
            3)вида упаковки и физического состояния
            4)устойчивости в ОС
15.Как называется система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды? 1)охрана природы
                                    2)экологический мониторинг
                                    3)экологическая экспертиза
                                    4)санитарный контроль
16.К возобновимым исчерпаемым природным ресурсам относится:
   1)энергия земных недр
   2)растительный мир
   3)рудные полезные ископаемые
   4)отложения поваренной соли
17.Почему вода может стать исчерпаемым природным ресурсом?
18.Обратимое изменение экосистемы, характеризующиеся усилением  негативного влияния измененной природы на человека называется:                1)экологическая катастрофа
  2)экологический кризис
  3)нарушение экологического равновесия
  4)нерациональное природопользование
19.К глобальным экологическим проблемам относится:
  1)загрязнение р.Москва промышленными стоками
  2)увеличение СО в атмосфере Земли
  3) исчезновение ряда видов растений и животных
  4) загрязнение подземных вод
20.ООТ это- 1)биосферные заповедники
                      2)красные книги
                      3)памятники природы
                      4)охотничьи хозяйства 








На главную стр.