Сайт управляется системой uCoz


 Программа дисциплины

 
 «Методика обучения русскому языку в начальных классах»


Направление: Теория и методика начального образования -05.07.08.


                     
Составители:  проф. М.С. Соловейчик,  доц. Н.С.Кузьменко



Москва -2011



Введение. Основное содержание программы


(выписка из ГОС):


 Методика обучения русскому языку как педагогическая наука

Предмет методики, её задачи, методы исследования, методы и принципы обучения родному
 языку. Основные вехи развития методики русского языка. Стратегия и тактика современного 
обучения русскому языку.

 Методика обучения грамоте

 Звуковой аналитико-синтетический метод; его реализация в современных букварях. 

Позиционный принцип русской графики как основа обучения. Механизм чтения и пути овладения им.

Методика языкового образования и речевого развития 

Изучение языковой теории как средства развития речи детей младшего школьного возраста. 
Место раздела «Состав слова» в начальном курсе русского языка, задачи и общее содержание 
работы и её организация. Объективные трудности раздела «Части речи» для младших 
школьников и способы их преодоления.

        Методика правописания и культура письма 

Общая характеристика современного подхода к обучению орфографии. Методика работы над 
орфографическими правилами и формирование умения решать орфографические задачи. 
Формирование орфографических умений.

        Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников

Теоретические основы, задачи и общая характеристика содержания работы по развитию речи.
Структура речевого действия и основные направления речевой работы. Речевые ошибки и 
недочёты младших школьников. Содержание и организация работы по культуре речи.

        Методика литературного чтения и работы с детской книгой 

Правильность, беглость, сознательность и выразительность как компоненты умения читать; их
 формирование. Урок чтения: этапы работы с произведений. Особенности чтения произведений 
разных жанров.


	Пояснительная записка


Данная программа определяет содержание и основной характер подготовки студентов к 
обучению младших школьников русскому языку на современном этапе модернизации образования.
В программе представлены требования к подготовке учителя начальных классов в высшем 
учебном заведении. Имеется в виду, что выпускник вуза, независимо от формы обучения, 
должен быть готов обеспечивать как приобретение младшими школьниками знаний и умений в 
объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом, так и развитие, 
воспитание детей средствами учебного предмета. 

Данная программа подготовки учителя исходит из традиционной трактовки школьного курса 
русского языка как  практического, в котором приобретаемые детьми знания являются 
обязательным условием становления у них осознанных умений.  При этом обучение, развитие и 
воспитание детей рассматривается как единый, органичный процесс, в котором под обучением 
понимается формирование осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. 
Развитие школьников трактуется, во-первых, как становление у них лингвистического 
мышления, предполагающего способность выполнять с языковым материалом (звуками, 
морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями, текстами) операции анализа, синтеза,
 классификации, обобщения; во-вторых, как совершенствование языковой интуиции детей, их 
чувства слова; в третьих, как зарождение у учащихся учебной самостоятельности, в том 
числе – умения пользоваться учебной книгой для получения информации, различными словарями
 и справочниками для решения возникающих языковых и речевых вопросов. Воспитание детей 
средствами данного учебного предмета – это прежде всего  привитие им интереса, внимания 
 и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю,  формирование заботливого 
отношения к качеству своей речи и своего речевого поведения.


       Основные цели и задачи курса


	Цель: вооружить учителя профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для 
осуществления триединой задачи: обучения, развития и воспитания   младших школьников в 
процессе освоения ими учебного предмета "Русский  язык".
 
           Задачи: профессиональная подготовка учителя к организации учебной деятельности 
младших школьников.




 В результате освоения содержания дисциплины студенты должны 

знать: 

 общие вопросы и основные направления методики обучения русскому языку в 
начальных            классах;

программы и учебники по русскому языку для начальных школы; 

способы и средства личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода, а также 
о необходимости коммуникативного подхода, обеспечивающих развитие учащихся;

современные подходы и решения  различных методических проблем. О возможности разных
 подходов выпускник вуза должен знать, а их особенность – понимать.

уметь: 

- анализировать (в соответствии со стоящей задачей) программы и учебники по русскому 
языку для начальных классов, целенаправленно читать методическую литературу и  
профессионально грамотно, а в дальнейшем творчески использовать приобретенные сведения;

- планировать изучение раздела, отдельных тем и каждый урок во взаимосвязи частей и 
различных направлений, заботясь при этом об организации полноценной учебной деятельности 
младших школьников, обеспечивающей слияние обучения, развития и воспитания детей в единый 
процесс;

- реализовывать намеченную программу сначала в конспекте или плане урока, дополненном
осознанно подобранным дидактическим материалом, а затем – в реальном учебном процессе;

- диагностировать умения детей, методически интерпретировать полученные результаты;

- анализировать урок (в том числе представленный в виде конспекта или видеозаписи), 
оценивать его и определять направления совершенствования учебной работы с детьми.

К концу обучения у студентов должен быть сформирован комплекс названных умений, а каждое 
из них может (и должно) подвергаться контролю по ходу освоения курса.

 владеть:
 содержанием и способами организации учебной деятельности детей.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала 

 
Предлагаемая программа исходит из мысли о том, что модернизация современной школы, в том 
числе ее начального звена, станет возможной лишь при условии совершенствования подготовки 
учителя. От его компетентности, профессионализма, понимания сущности решаемых задач и 
владения адекватными способами их решения в значительной мере зависит реализация идей,
 заложенных в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
  Содержание курса нацеливает на подготовку учителя  начальных классов к воплощению этих 
идей на методическом уровне.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе 
самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает 
тематику лекций, планы практических занятий, контрольных и курсовых работ, вопросы к 
экзамену и список рекомендуемой литературы.   
 

 I. Объём дисциплины и виды учебной работы  
       	  

Факультет/ направление	 Название дисциплины	 Виды учебной работы	Кол-во часов

 	Семестр 

			Аудитор

ные	Самост. работа	


 Педагоги

  ческий	
 Методика


 обучения

 русскому 


 языку	Лекции

	    94	      20	4,5,6,7
		Практические / семинар.	    110 	      40	4,5,6,7
		Лабораторные			
		Консультации			
		Курсовые		     40	

		 ВКР		    60	

		Итоговый контроль

Зачет

Экзамен		     36	
4


5,7

		Общий объём часов по дисциплине	  204	     196	400

 

Содержание дисциплины


1.	Разделы дисциплины и виды учебной работы


№п/п	   
Тематический план  

 	 
Лекции 	
Практ./
семинар.	 
Лаборатор
     ные


  1.	
 Методика обучения русскому языку как педагогическая наука.	2		

  2.	
 Методика обучения грамоте.	34	36	

  3.	
Методика языкового образования и речевого развития.  	10	10	

4.	
Методика правописания и культура письма.  	12	22	

5.	
 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников.	26	30	

6.	Методика литературного чтения и работ с детской книгой	10	12	
         
 
                    II. Содержание курса


Тематический план лекций для очной формы обучения


                           Методика обучения русскому языку

                                  как педагогическая наука.  


Предмет и задачи методики обучения русскому языку. Теоретические основы и источники 
развития методической науки, её взаимосвязь с практикой обучения русскому языку. 





                            Методика обучения грамоте


Общая характеристика предмета обучения грамоте: задачи, структура, характеристика этапов. 
Из истории методов обучения.  
                               
Этапы обучения грамоте: освоение букв, формирование  первоначального навыка чтения и 
письма. Содержание речевой работы в  этот период. Обучение каллиграфии в начальных 
классах.  Обучение графике на уроках письма. 
  
Основные направления орфографической работы в период обучения грамоте.

Комбинированный урок обучения грамоте. Дифференцированный подход на уроках обучения 
грамоте




                 Методика правописания и культура письма 
 
                                   
Преемственность в обучении фонетике, графике и орфографии между периодом обучения грамоте 
и курсом русского языка. Общая характеристика современного     подхода к обучению 
орфографии. Способы совершенствования орфографической зоркости. 

Содержание орфографической работы в курсе русского языка. Методика работы над 
орфографическими правилами и формирование умения решать орфографические задачи.  

Формирование орфографических умений. Критерии выбора упражнений. Обучение самопроверке 
письменных работ и становление орфографического самоконтроля.



           Методика языкового образования и речевого развития 


Изучение морфемики в начальных классах. Место раздела «Состав слова» в начальном курсе 
русского языка, задачи и общее содержание работы и её организация в начальных классах.

Методика изучения морфологии.

Лингвистические основы изучения раздела: Понятие «изменение слова» как базовое для 
морфологии, взгляд на слово с точки зрения его способности к изменению и выражению 
определённых грамматических значений; критерии распределения слов по частям 
речи. 
           
Знакомство младших школьников с элементами синтаксиса и пунктуации.
              Словосочетание и предложение как синтаксические единицы языка, их 
грамматические признаки как лингвистическая основа рассмотрения этих единиц в начальных 
классах.


	
                                         Методика литературного чтения

                                                и работ с детской книгой


Правильность, беглость, сознательность  и выразительность как компоненты умения  
    читать; их формирование. 
 
Чтение как вид речевой деятельности, его сущность. Уроки обучения грамоте и классного 
чтения: роль каждого из этих типов уроков в формировании младшего школьника как читателя,
 специфика задач, содержания, учебного материала и основных методов обучения. Взаимосвязь
 всех качеств чтения.

Урок чтения: этапы работы с произведений. Особенности чтения произведений разных жанров.
  
Особенности восприятия художественного произведения как основа обучения чтению.


                    Методика совершенствования речевой 

                     деятельности младших школьников


Теоретические основы, задачи и общая  характеристика содержания работы по 
        развитию речи. Язык, речь, речевая деятельность как базовые понятия, изучение 
языка, развитие речи, совершенствование речевой деятельности детей как методические 
понятия. 
  
Речевые ошибки и недочёты младших школьников. Классификация ошибок и её основания. 
Характеристика каждой группы: сущность, возможные причины, место и способы предупреждения
 или устранения. 

Содержание и организация работы по культуре речи.  Правильность, точность, богатство и 
выразительность как основные качества культуры речи. Содержание и организация работы по 
формированию этих качеств при изучении  грамматико-орфографических тем курса русского 
языка; виды упражнений по культуре речи.


 Методика развития речи (методика работы над изложением и сочинением)

Лингвистические основы работы по  развитию речи.

Текст и его признаки, строение текста. Понятие об актуальном членении предложения, о 
типах речи, о стилистике. Обучение созданию текста как центральное речевое направление на 
уроках русского языка. Работа над понятием «текст» и текстовыми умениями.  Умения,
 обеспечивающие содержание текста: понимать и раскрывать тему, осознавать и проводить
  основную мысль, собирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, 
систематизировать и последовательно излагать материал.
 
Методика работы над упражнениями комплексного характера: изложением и сочинением.
 Изложения и сочинения как речевые упражнения комплексного характера, роль каждого из них 
в становлении связной речи школьников.


 

                                            Основные понятия


Курс обеспечивает овладение на методическом уровне следующих понятий: 


•	язык, речь, речевая деятельность; развитие речи, совершенствование речевой 
деятельности детей как методические понятия;  
 
•	звук, речевые и неречевые звуки; слог, ударение, ударный и безударный слоги;
 гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные звуки; твёрдые и мягкие 
согласные звуки; глухие и звонкие согласные звуки;  

•	понятие "орфограмма",  орфографическая зоркость, орфографические правила;

•	родственные слова, корень слова, окончание, суффикс, приставка;

•	понятие «изменение слова»; части речи, имя существительное и все части речи, 
изучаемые в курсе начальной школы;

•	речевые ошибки и недочёты младших школьников; правильность, точность, богатство и 
выразительность как основные качества культуры речи;

•	текст и его признаки, строение текста; изложения и сочинения как речевые 
упражнения комплексного характера.


Лабораторный практикум не предусмотрен.


III. Тематический план практических занятий 


Занятие 1-2


Знакомство с фонетическими  понятиями


План проведения практического занятия

  1. Слог, ударение, ударный и безударный слоги.

   2. Звук, речевые и неречевые звуки. 

   3.Гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные звуки.

4. Твёрдые и мягкие согласные звуки; глухие и звонкие согласные звуки.
      
  
Литература

1. Акименко В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков. // «Нач.
 шк.» 2004 – №8 – С. 35 

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

3.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000 и последующие.

30. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 1994 и последующие.



                                               Занятие 2-4 
          
           Способы формирования фонетических умений

 План проведения практического занятия

1.Основные трудности обучения фонетике и пути их преодоления. 

 2. Способы формирования фонетических умений.

 3.Содержание  и способы ведения фонетической  работы при обучении

 грамоте по разным букварям.
 	

Литература

 1. Кулюкина Т.В., Шестакова Н.А. Фонетической ошибке – нет! // «Нач. шк.» 2002 – №4 – С.
 4 
2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

3.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000 и последующие.

30. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 1994 и последующие.



                                           Занятие 5-7


Знакомство с буквами, с правилом чтения

Работа на основе материалов букварных страниц

 План проведения практического занятия

1.Формирование механизма чтения, обзор видов упражнений.

2. Работа над техникой чтения, сознательностью и выразительностью в период обучения 
грамоте.
      
3.Структура букварных страниц, работа  различными элементами.
   
               
Литература

     1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Современная букваристика: шаг вперёд, два шага назад. 
// «Нач. шк.» 2000 –  №11 – С. 96

     2. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.– М.: 19983. 

     3. Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в 
начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //«Нач. шк.» 
2000 – №2 – С. 241


 Занятие 8-10


Знакомство с буквами, с правилом чтения

Работа на основе материалов букварных страниц


                           План проведения практического занятия


1.	Работа над техникой чтения, сознательностью и выразительностью в период обучения 
грамоте.  
 
2.	Организация чтения слов, предложений и     текстов, обучение пониманию читаемого.

3.	Детские книги на уроках обучения грамоте.


Литература


     1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Современная букваристика: шаг вперёд, два шага назад. 
// «Нач. шк.» 2000 –  №11 – С. 96

    2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

     3. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.– М.: 19983. 

     4. Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в 
начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //«Нач. шк.» 
2000 – №2 – . 241 



Занятие 11-13


                                    Обдумывание урока обучения грамоте


План проведения практического занятия


1. Обсуждение конспектов уроков. 

               а) чтения;

               б) письма.


Литература


     1.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Современная букваристика: шаг вперёд, два шага назад. 
// «Нач. шк.» 2000 –  №11 – С. 96

    2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред.
 М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

     3. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.– М.: 19983. 

     4. Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в 
начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //«Нач. шк.» 
2000 – №2 – . 241 


Занятие 14-16


                                    Обдумывание урока обучения грамоте


План проведения практического занятия


1.Обсуждение конспектов  уроков по разным прописям. 


2. Приёмы обучения каллиграфии, виды работ по каллиграфии.


Литература


1.Бондаренко Н.А. Как разнообразить пятиминутку по каллиграфии. // «Нач. шк.» 2004 – №6 – 
С. 2. Желтовская  Л.Я. Формирование каллиграфического навыка у младших школьников.

3.Дубинина Э.Ф. и др. Интегрированные уроки. // Нач. шк.» 2004 – №4 – С. 65

4.Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения. // «Нач. шк.»  2000 –  № 6
 – С. 

5.Учебно-методический комплект «Гармония»: Программы четырехлетней начальной школы. 
Русский язык. – Смоленск, «Ассоциация ХХ1 век»,  2004  

 6. Буквари, учебники русского языка  и чтения для начальных классов из «Перечня учебных
 изданий», утвержденного Министерством образования и науки РФ.
 
7. Методические рекомендации к работе по учебникам и прописям.


Занятие 17-20


Особенности работы над нормами графики в разных прописях


План проведения практического занятия

          
 1.Составление фрагментов уроков знакомства с нормами графики.

2. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных и их освоение при обучении
 письму.        3. Способы обозначения звука [й,] в русском языке и знакомство с ними 
первоклассников.


Литература


  1. Желтовская  Л.Я. Формирование каллиграфического навыка у младших школьников.

  2. Дубинина Э.Ф. и др. Интегрированные уроки. // Нач. шк.» 2004 – №4 – С. 65

  3. Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения. // «Нач. шк.»  2000 –  №
 6 – С. 

  4. Учебно-методический комплект «Гармония»: Программы четырехлетней начальной школы. 
Русский язык. – Смоленск, «Ассоциация ХХ1 век»,  2004  

   5. Буквари, прописи, учебники русского языка  и чтения для начальных классов из 
«Перечня учебных изданий», утвержденного Министерством образования и науки РФ. 

  6. Методические рекомендации к работе по учебникам и прописям.



Занятие 21-24


                         Работа над нормами графики на уроках письма  

План проведения практического занятия

                                              
1.	Обсуждение фрагментов уроков письма. 


Литература


1.Бондаренко Н.А. Как разнообразить пятиминутку по каллиграфии. // «Нач. шк.» 2004 – №6 –
 С. 2. Желтовская  Л.Я. Формирование каллиграфического навыка у младших школьников.

3.Дубинина Э.Ф. и др. Интегрированные уроки. // Нач. шк.» 2004 – №4 – С. 65

4.Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения. // «Нач. шк.»  2000 –  № 6 
– С. 

5.Учебно-методический комплект «Гармония»: Программы четырехлетней начальной школы. 
Русский язык. – Смоленск, «Ассоциация ХХ1 век»,  2004  

 6. Буквари, учебники русского языка  и чтения для начальных классов из «Перечня учебных 
изданий», утвержденного Министерством образования и науки РФ. 

7. Методические рекомендации к работе по учебникам и прописям.


Занятие 25-28




 обучения грамоте


План проведения практического занятия


1. Изучение первых орфографических правил, введение понятия «опасное при письме место».

2. Знакомство с признаками орфограмм (без термина) на месте безударных гласных и парных 
по глухости-звонкости согласных.


 Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

      4. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // «Нач. шк.» 2002 – №5 – С. 28

      5. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // 
«Нач. шк.» 2003 – № 7 – С. 32. 


Занятие 30-33


Основные направления орфографической работы  


План проведения практического занятия



1.	Формирование орфографической зоркости; изучение нескольких орфографических правил.

2.	 Работа над первыми орфографическими правилами.


Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

      4. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // «Нач. шк.» 2002 – №5 – С. 28

      5. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. //
 «Нач. шк.» 2003 – № 7 – С. 32. 


Занятие 34-37


Основные направления орфографической работы  


План проведения практического занятия


1. Технология выполнения основных орфографических упражнений, обучение списыванию и 
письму под диктовку. 

2. Различия в содержании и организации начального освоения орфографии при работе по 
разным букварям. 


Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

      4. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // «Нач. шк.» 2002 – №5 – С. 28



Занятие 38-40


Основные направления орфографической работы

 
План проведения практического занятия

1.Выполнение основных  орфографических упражнений.

2.Обсуждение  конспектов уроков (комбинированных).
 
Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

      4.  Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. // «Нач. 
шк.» 2000 – №6 – С. 38 

     5. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. // 
«Нач. шк.» 2003 – №6 – С. 82


                                                       Занятие 41-43


Обобщение знаний по фонетике в курсе русского языка


План проведения практического занятия


                  

1.	Обзор содержания работы по фонетике и графике. 

2.	Совершенствование  умения проводить звуко-буквенный разбор    слов. 

3.	Изучение  норм графики в 1 и 2 классах: мягкости согласных; правописание 
разделительных ь и ъ знаков.
 
4.	Анализ методических решений в школьных учебниках.


Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

 

Занятие 44-46


О преемственности в обучении фонетике, графике и орфографии между периодом обучения
 грамоте и курсом русского языка



План проведения практического занятия


1.  Влияние фонетических умений школьников на правильность их письма; способы
 совершенствования умений.

2.   Новые для учащихся вопросы правильного обозначения звуков буквами (обозначение 
мягкости согласных перед согласными, использование ь и ъ разделительных знаков при 
обозначении звука -й-; их решение в разных учебниках. 

Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

 

Занятие 47-49


Способы совершенствования орфографической зоркости 


План проведения практического занятия


1.	Лингвистическая сущность понятия «орфограмма» с фонемных позиций. 

2.	Школьные трактовки этого  понятия и их анализ. 

3.	Повторение понятия «орфограмма» во 2 классе. 

4.	Обзор методических решений в учебниках. 

5.	Обсуждение фрагментов уроков.


Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

      4.  Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. // «Нач.
шк.» 2000 – №6 – С. 38 

     5. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. //
 «Нач. шк.» 2003 – №6 – С. 82

	
                                          Занятие 50-52


                                        Методика литературного чтения

                                 и работ с детской книгой  


                 План проведения практического занятия


 1.  Процесс формирования ребёнка как читателя: общая характеристика. 

2. Понятие «правильный тип читательской деятельности» и его значение для определения 
содержания обучения чтению.

 3.Взаимосвязь уроков обучения грамоте и чтения: специфика обучения чтению на каждом из
 них, характеристика задач, способов и средств обучения.
 
 4.  Детская книга на уроке.  

 5. Характеристика читаемых жанров произведений. 

 6. Этапы работы с произведением, зависимость способов работы на каждом их них от
 специфики читаемого. 

7.Организация чтения и обсуждения произведений разных жанров. 


 Литература


       1. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.– М.: 1998

       2. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение чтению: Детская книга и детское 
чтение. – М.: 1999

       3. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: 
Учеб. пособие для студ. пед. вузов.– М.: 2001 

        4. Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в
начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //«Нач. шк.»
 2000 – №2 – С. 241. 



                                         Занятие 54-56


               Методика изучения раздела «Состав слова»


                 План проведения практического занятия


1.Особенности представления материала в разных учебниках. Организация учебной 
деятельности детей на уроке: способы постановки учебных задач, знакомства с материалом,
 формирования умений.
 
2. Морфемный анализ и другие виды упражнений.
 

Литература


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000. 

2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред.
 М. С. Соловейчик. – М.: 2000.

3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 
начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.

Занятие 57-58


Методика изучения морфологии в начальных классах


                                План проведения практического занятия

  1. Задачи изучения раздела, его содержание и структура.
 
  2. Трудности формирования понятий и пути их преодоления. 

  3. Построение и способы работы по различным учебникам; специфика изучения различных тем.


1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в

 начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 

М.: 2000.

 
2.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 

студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред.

 М. С. Соловейчик. – М.: 2000.


3. Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в 

начальных классах: Сборник методических задач. – М.: 2000.



                       
            IV. Контрольные работы не предусмотрены программой курса




          V. Рефераты не предусмотрены программой курса



                                  VI. Темы курсовых работ



 Обучение грамоте



1.	Работа с первыми лингвистическими понятиями в период обучения грамоте.


2.	Формирование фонетических умений первоклассников.


3.	Звуковой анализ как один из приёмов формирования фонетических умений.


4.	Формирование каллиграфического навыка как компонент первоначального обучения

 письму.


5.	Использование моделей при обучения грамоте.


6.	Методика изучения букв и обучение первоклассников позиционному чтению.


7.	Особенности работы по развитию речи первоклассников в период обучения грамоте.



8.	Лексическая работа в период обучения грамоте.


9.	Использование фонетических упражнений для формирования комплекса фонетических 

умений первоклассников.
 

10. Преемственность в формировании фонетико-графических умений между периодом обучения 

грамоте и курсом русского языка.


11. Формирование навыка списывания с текста на первоначальном этапе  обучения русскому 

языку.


12. Формирование умений связной речи на уроках обучения грамоте.


13. Особенности изучения букв и обучение позиционному чтению (на материале букварей В.Г.
 
Горецкого и др., Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина).


14. Организация учебного сотрудничества на уроках обучения грамоте.


15. Особенности проведения интегрированных уроков в период обучения грамоте.


16. Орфографическая работа в период обучения грамоте.


17. Современная система обучения грамоте (сопоставительный обзор программ и учебников).


18. Использование дидактических игр при обучении грамоте.


19. Использование средств наглядности при обучении грамоте.


20. Работа по культуре речи в период обучения грамоте.


21. Дифференцированный подход к учащимся в период обучения грамоте.


22. Формирование (совершенствование) навыка чтения в период обучения грамоте.


23. Знакомство первоклассников с нормами русской графики в системе обучения чтению 

(письму).


24. Освоение букв е, ё, ю, я, й и обучение правописанию разделительных знаков в системе
 
фонетико-графической работы в период обучения грамоте.



Методика ведения орфографической работы 


на уроках русского языка в начальных классах



1.	Методика формирования понятия «орфограмма» у учащихся … класса.



2.	Методика работы над орфографическими правилами как составная часть обучения 


орфографии на уроках русского языка в … классе.



3.	Способы формирования (совершенствования) орфографических умений учащихся … класса.


4.	Формирование (совершенствование) орфографической зоркости как базового 

орфографического умения у учащихся … класса.


5.	Орфографические упражнения как основной способ формирования (совершенствования)

орфографических умений у учащихся … класса.


6.	Анализ орфографических упражнений учебника «Русский язык» (1, 2, 3, 4 класс авт.

 …) с точки зрения возможности формирования комплекса орфографических умений у учащихся … 
класса.

7.	Организация работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в … 
классе как компонент обучения орфографии.

8.	Диктант «Проверяю себя» как способ формирования и диагностики орфографических 
умений учащихся … класса.

9.	Отработка (формирование) орфографических навыков учащихся … класса на основе 
использования алгоритмов.

10. Работа над словами с непроверяемыми написаниями в … классе.

11. Обучение правописанию слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением. (… 
существительных с безударными падежными окончаниями в .. классе; … глаголов с безударными 
личными окончаниями; и т. п.).

12. Обобщающие уроки по орфографии в … классе.

13. Организация самостоятельной работы учащихся … класса при изучении темы … .

14. Диагностика уровня сформированности орфографических умений у учащихся … класса.

15. Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю в … классе.

16. Организация групповой и коллективной работы на уроках русского языка в … классе (при 
изучении темы …).

17. Использование заданий проблемного характера на уроках русского языка в … классе (при
 изучении темы …)


Методика ведения грамматической работы 

на уроках русского языка в начальных классах


1.	Методика формирования грамматических понятий у учащихся … класса.

2.	Формирование понятия … у учащихся … класса.

3.	Грамматико-орфографическая работа при изучении темы «Имя существительное» («Имя
 прилагательное», «Глагол») в … классе.

4.	Методика изучения морфемного состава слов на уроках русского языка в … классе (…
 по учебникам «Русский язык» авт. …).

5.	Лексическая работа при изучении темы «Имя существительное», «Глагол») в … классе.

6.	Обучение морфемному анализу в процессе работы над разделом «Состав слова» в … 
классе (… по учебнику «Русский язык» авт. …).
7.	Использование грамматических упражнений для формирования грамматических умений у 
учащихся … класса.

8.	Работа над служебными частями речи в системе грамматической работы на уроках 
русского языка в … классе.

9.	Анализ грамматических упражнений в учебнике «Русский язык» (1, 2, 3, 4 кл. Авт.
 …) с точки зрения возможности формирования комплекса грамматических умений у учащихся …
 класса.

10. Грамматический (морфемный, морфологический или синтаксический)

       разбор на уроках русского языка в … классе.

11. Изучение пунктуации в начальных классах.

12. Использование наглядного материала при изучении грамматических тем  

      («Состав слова», «Части речи») в … классе.

13. Использование лингвистических задач на уроках русского языка в … 

      классе (или при изучении какой-либо конкретной темы курса).

14. Работа над словосочетанием как синтаксической единицей на уроках 

      русского языка в … классе.

15. Работа над предложением как единицей синтаксиса на уроках русского 

      языка в … классе.

16. Формирование понятия … у учащихся … класса (сопоставительный анализ 

      учебников «Русский язык» для … класса авт. …).

Методика развития речи 


1.	Формирование умений связной речи у учащихся … класса.

2.	Методика работы с понятием «текст» и формирование текстовых умений у 

    учащихся … класса.

3.	Речевые ошибки и недочёты учащихся … класса.

4.	Работа в области культуры речи в связи с изучением темы … («Звуки и буквы», 
«Состав слова», «Предложение», и др.

5.	Методика проведения подробного изложения в … классе.

6.	Методика проведения изложений творческого характера в … классе.

7.	Методика обучения сжатому изложению.

8.	Воспитание культуры речевого поведения младших школьников и работа над устной
речью в … классе.

9.	Сочинение на основе личных наблюдений (прочитанного, картины, музыкального 
произведения) в системе жанров школьных сочинений.

10. Сочинения-сказки в … классе.

11. Сочинения-загадки в … классе.

12. Сочинение-письмо в … классе.

13. Сочинения на основе музыкального образа в … классе.

14. ИЛИ: Методика проведения одного из жанров сочинений (загадка, сказка, 
  
       записка, письмо, этюд, дневниковая запись, объявление, инструкция…) как 

       жанр школьного сочинения.

15. Речевые ситуации в работе по развитию речи в … классе.

16. Обучение диалогической и монологической речи на уроках русского языка 

       в … классе.

17. Обучение первоклассников правилам речевого поведения.

18. Формирование у первоклассников лингвистического представления о 

      слове.

19. Работа нал предложением и текстом в период обучения грамоте.

20. Приём лингвистического эксперимента как средство речевого развития 

      младших школьников.

21. Задания на редактирование и конструирование в системе работы по  

      культуре речи.

22. Обучение построению предложений в системе речевой работы.

23. Пособие «Детская риторика» Т.А. Ладыженской в системе работы по 

      развитию речи учащихся … класса.


Методика работы с литературными произведениями 


1.	Совершенствование навыка чтения у учащихся в … классе.

2.	Формирование (совершенствование) правильности и беглости чтения у учащихся …
 класса.

3.	Работа над выразительностью чтения учащихся … класса.

4.	Анализ текста художественного произведения на уроках чтения в … классе.

5.	Методика работы над стихотворением на уроках чтения в … классе.

6.	Организация работы над крупнообъёмным произведением на уроках чтения в … классе.

7.	Методика работы над сказками (баснями) на уроках чтения в … классе.

8.	Методика работы с произведениями делового и научно-популярного характера на 
уроках чтения в … классе.

9.	Повторительно-обобщающие уроки чтения в … классе.

10. Развитие речи учащихся … класса на уроках чтения.

11. Упражнения с книгой на уроках внеклассного чтения в … классе.

12. Обучение учащихся … класса самостоятельной деятельности с книгой.

13. Обучение учащихся … класса работе с научно-познавательной и справочной литературой.

14. Творческие виды работ при чтении художественных произведений в … классе.

15. Обучение пересказу (подробному, сжатому, выборочному) на уроках чтения в … классе.

17. Детская книга на уроках классного чтения в начальной школе.

18. Методика работы с произведениями русского фольклора на уроках чтения в … классе.

19. Анализ учебных книг по чтению для … класса (авт. … и …) с точки зрения возможностей 
литературного развития учащихся.

20. Методика работы с религиозной литературой на уроках чтения в начальных классах.

21. Особенности работы с произведениями зарубежной литературы на уроках чтения в … 
классе. 




                            VII. Вопросы к  экзамену 


Вопросы по изученным разделам курса


Методика обучения грамоте


1. Общая характеристика процесса обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический 
метод, его сущность и реализация при обучении чтению и письму.

2. Подготовительный период, его этапы, учебно-воспитательные задачи, содержание и 
организация работы.

3. Основной период обучения грамоте: задачи, содержание и организация работы.

4. Звуковой анализ: его задачи, место, требования к отбору слов, способы проведения в 
период обучения грамоте.

5. Порядок букв в разных букварях. Приёмы знакомства с буквами и их освоение на уроках 
чтения.

6. Формирование первоначального навыка чтения, характеристика основных приёмов чтения.

7. Формирование каллиграфического навыка: содержание и способы организации работы на 
уроке письма.

8. Обучение нормам графики как компонент первоначального обучения      письму: содержание 
и способы работы.

9. Содержание и организация работы над орфографическими правилами в      период обучения 
грамоте.

10. Формирование орфографической зоркости детей в период обучения        грамоте.

11. Формирование представления о речи, обучение слушанию и воспитание культуры речевого 
поведения первоклассников.

12. Работа по развитию речи учащихся в период обучения грамоте;      возможности, 
предоставляемые букварём, азбукой, и их реализация.

13. Варианты уроков чтения и письма в период обучения грамоте, особенности их ведения. 
Дифференцированный и индивидуальный подход  к учащимся.

14. Уроки обучения грамоте в системе формирования читателя. Возможности использования 
детских книг. 

Методика изучения фонетики, графики и орфографии

в курсе русского языка


15. Звуко-буквенный разбор в курсе русского языка: его назначении содержание и способы 
проведения.

16. Работа над нормами графики в курсе русского языка. Решение вопроса в разных учебниках.

17. Понятие «орфограмма»: виды орфограмм и их изучение в начальных       классах. Общая
 характеристика орфографических умений.

18. Повторение признаков орфограмм: цель, место и организация работы. Совершенствование 
орфографической зоркости младших школьников.

19. Понятие «орфографическое правило». Обзор правил, изучаемых в начальных классах; их 
место в курсе, взаимосвязь, условия успешного освоения.

20. Методика работы над орфографическим правилом написания корней (на одном из примеров). 
Сопоставительный анализ подходов в разных учебниках.

21. Методика работы над орфографическим правилом (на примере правописания падежных
 окончаний имён существительных). Различие подходов в учебниках. 

22. Взаимосвязь грамматической и орфографической работы при изучении правописания личных
 окончаний глаголов.

23. Виды орфографических упражнений, их назначение, способы проведения, критерии выбора. 
Характеристика упражнений в учебниках.

24. Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю в процессе письма и на 
этапе проверки.

25. Способы выявления орфографических умений. Исправление ошибок в детских тетрадях и 
организация работы над ошибками.


Методика изучения грамматики


26. Формирование понятий «корень слова», «однокоренные слова»: содержание и организация 
работы. Трудности детей и пути их преодоления.

27. Формирование понятий «окончание», «приставка», «суффикс»: назначение, содержание и 
организация работы в разных учебниках. Обучение разграничению однокоренных слов и 
изменений одного и того же слова.

28. Обучение младших школьников разбору слова по составу. Другие виды грамматических и 
грамматико-речевых упражнений при работе над составом слова.

29. Общая характеристика методики изучения частей речи: место в курсе,       задачи, 
содержание и требования к организации обучения. Особенности расположения тем в разных 
учебниках.

30. Изучение темы «Имя существительное» в разных классах.

31. Изучение темы «Имя прилагательное» в разных классах.

32. Изучение темы «Глагол» в разных классах. 

33. Изучение темы «Местоимение» в разных классах.

34. Работа над словосочетанием в курсе русского языка: её место, содержание и способы 
ведения.
35. Формирование понятия о предложении. Знакомство с видами предложений и обучение их 
построению. Характеристика различных видов упражнений.


Методика обучения чтению


36. Формирование читателя на уроках чтения: направления работы, особенности содержания и 
способов обучения. Возможности использования детских книг на уроке.

37. Основные качества чтения, их взаимосвязь. Способы совершенствования технической 

стороны чтения.

38. Уровни понимания текста. Обучение младших школьников пониманию читаемого на разных 
этапах работы с произведением; зависимость способов обучения от характера произведения.

 39. Средства выразительности чтения. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.

40. Этапы работы над произведением. Содержание и организация работы на первых двух 
этапах, их зависимость от жанра произведения.

41. Обсуждение (анализ) художественного произведения на уроках чтения:       назначение, 
содержание и способы проведения ( с учётом жанра).

42. Специфика работы над художественными произведениями разных жанров (на одном-двух 
примерах).

43. Творческие виды работ при чтении художественных произведений. Методика проведения 
одного-двух из них.

44. Пересказ на уроках чтения: виды и способы обучения.

45. Чтение стихов на уроках чтения: содержание и организация работы.


Методика развития речи


46. Содержание работы по развитию речи младших школьников: характеристика основных 
направлений работы.

47. Культура речи и её формирование в начальных классах: общая характеристика задач, 
содержания и способов работы; виды упражнений.

48. Виды детских речевых ошибок, их возможные лингвистические причины; место в курсе и 
способы работы по их предупреждению или устранению.

49. Работа по культуре речи в связи с изучением состава слова.

50. Работа по культуре речи в связи с изучением морфологии.



                 VIII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература.

Основная  
 
1.Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. 
Рождественского, Г.А.Фомичевой.– М.: 1977.

2.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. 
Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – м.: 1977. 

3.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.– М.: 1988.

4.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в 
начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – 
М.: 2000.

5.Программы общеобразовательных учреждений : Начальные классы (1–4). В двух частях. Часть
 1. /Сост. Т. В. Игнатьева,  Л. А. Вохмянина – М.: 2000

6.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для 
студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика нач. обучения. / Под ред. 
М. С. Соловейчик. – М.: 1993 и последующие.

7.Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных 
классах: Сборник методических задач. – М.: 1994 и последующие.

8.Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.– М.: 1998

9.Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. Обучение чтению: Детская книга и детское чтение. – 
М.: 1999

10.Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов.– М.: 2001




    Дополнительная

 1. Акименко В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков. // «Нач.
 шк.» 2004 – №8 – С. 35 

2. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости. // «Нач. шк.» 2004 – №3 – С. 35

3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Современная букваристика: шаг вперёд, два шага назад. // 
«Нач. шк.» 2000 –  №11 – С. 96

4. Бондаренко А.А. Словари на уроке. // «Нач. шк.» 2000 – №1 – С. 27

5. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // «Нач. шк.» 2002 – №5 – С. 28

6. Бондаренко А.А., Гукова И.В.  Учим русскому языку по-новому. // «Нач. шк.» 2002 – №11
 – С. 44 
7. Бондаренко Н.А. Как разнообразить пятиминутку по каллиграфии. // «Нач. шк.» 2004 – №6 
– С. 42

8. Борисенко И. В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе. // 
«Нач. шк.» 1998 – №3 – С. 39

9. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // «Нач. 
шк.» 2003 – № 7 – С. 32.
 
10. Бредихина С.В. На ошибках учимся. // «Нач. шк.» 2002 – № 7 – С. 55

 11. Буркова Т.В. Списывание  и его виды в процессе обучения младших школьников 
грамматике и              правописанию. // «Нач. шк.»  2002 – №10 – С. 28

13. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приёмы развития связной речи. // «Нач. шк.» 1998 – №7 –
 С. 28 

14. Дубинина Э.Ф. и др. Интегрированные уроки. // Нач. шк.» 2004 – №4 – С. 65
15. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. // «Нач. шк.» 2000
 – №6 – С. 38 

16. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. // «Нач. 
шк.» 2003 – №6 – С. 82
17. Кулюкина Т.В., Шестакова Н.А. Фонетической ошибке – нет! // «Нач. шк.» 2002 – №4 – С.
 45

18. Кохичко А. Е. Этимологический анализ как методический приём обучения орфографии. // 
«Нач. шк.» 1998 – №1 – С. 55

19. Луданая А.М. Универсальные прописи и работа по ним. // «Нач. шк.»  2002 –

№10 – С. 37




На главную стр.