ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

На главную стр.
Программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
Утверждаю


Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации


А.Г.Свинаренко

____________________

 

«31» января 2005 г.


Номер государственной регистрации


№ 675 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность         031200 Педагогика и методика начального образования

Квалификация           учитель начальных классов


Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 382 пед/сп) 

Москва 2005

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель начальных классов.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя 
начальных классов по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования 
при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен осуществлять
 обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; 
способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и 
последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать
 разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки
 обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; 
соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об 
образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою 
профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в 
других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их 
заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и 
противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в 
образовательном процессе.
1.3.1. Область профессиональной деятельности


Начальное общее образование

1.3.2. Объект профессиональной деятельности


Обучающийся

1.3.3. Виды профессиональной деятельности



Учебно-воспитательная;
 

социально-педагогическая;


культурно-просветительная;


научно-методическая;


организационно-управленческая.


Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, подготовлен к выполнению
 основных видов профессиональной деятельности учителя начальных классов, решению 
типовых профессиональной задач  в учреждениях начального общего образования.


1.4. Возможности продолжения образования выпускника


Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
 образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном 
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего
 образования, или высшем профессиональном образовании.


 
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
 СПЕЦИАЛЬНОСТИ  031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя начальных классов
 разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и 
включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы 
подготовки учителя начальных классов, к условиям ее реализации и срокам ее освоения 
определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя начальных классов состоит из
 дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского)
 компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины 
и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, 
указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя начальных классов должна 
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую 
государственную аттестацию:


цикл   ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; 


цикл   ЕН   – общие математические и естественнонаучные дисциплины; 


цикл   ОПД – общепрофессиональные дисциплины;


цикл   ДПП – дисциплины предметной подготовки;


          ФТД – факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы

 подготовки учителя начальных классов должно обеспечивать подготовку выпускника в 

соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим 

Государственным образовательным стандартом.

3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение 

профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности,

 стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это 
может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу 

соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы 
(научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими 

специалистами и т.д.).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ

Индекс

 Наименование дисциплин и их основные разделы

 Всего часов 

ГСЭ

 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

 1500 

ГСЭ.Ф.00

 Федеральный компонент

 1050 

ГСЭ.Ф.01

 Иностранный язык


Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в
 изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для 

сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 
4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие
 дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная,
 официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, 
фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования.
 Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения 
смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные 
для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, 
научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.


Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.


Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее 
употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных 
коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи 
(устное сообщение, доклад).


Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и 
профессиональной коммуникации.


Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому 
профилю специальности.


Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное 
письмо, деловое письмо, биография.

 340 

ГСЭ.Ф.02

 Физическая культура


Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее 
социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены 
общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. 
Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования 
средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и 
специальная подготовка в системе физического воспитания.


Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.


Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики 
самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.

 408 

ГСЭ.Ф.03

 Отечественная история


Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. 
Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом 
и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История 
России – неотъемлемая часть всемирной истории.


Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных 
славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. 
Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. 
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
 Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской 
государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в
 XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства
 Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение 
Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век 
Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о 
генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. 
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное 
право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального 
общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в.
 Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее 
вклад в мировую культуру.


Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема 
экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация 
общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и 
сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность 
индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового 
развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, 
тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.
 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. 
Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного 
политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя 
политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-
экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. 
Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 
Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая 
жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки 
осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход 
общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. 
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г.
 и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути 
радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. 
Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

   
ГСЭ.Ф.04

 Культурология


Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия
 культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история 
культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических 
исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология 
культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и 
символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и 
нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, 
культурная самоидентичность, культурная модернизация.


Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные
и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.
Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом 
современном процессе.


Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. 
Культура и личность. Инкультурация и социализация.

   
ГСЭ.Ф.05

 Политология


Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.


Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных 
обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская 
политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. 
Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и 
особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные 
аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, 
политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. 
Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии.
 Политический менеджмент. Политическая модернизация. 
Политические организации и движения. 
Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая 
политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. 
Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. 
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. 
Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

   
ГСЭ.Ф.06

 Правоведение


Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты.
 Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.
 Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. 
Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и 
правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской 
Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. 
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского 
правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в 
гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-
семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. 
Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и 
ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная 
ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение 
преступлений. Экологическое право.


Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.


Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые 
акты в области защиты информации и государственной тайны.

   
ГСЭ.Ф.07

 Русский язык и культура речи


Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении 
и функционировании литературного языка.


Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности 
литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и 
письменной речи.


Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
 Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной 
сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных 
документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства 
русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. 
Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических 
документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
 Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
 Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. 
Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и 
завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. 
Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и 
выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных 
разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи,
 роль внеязыковых факторов.


Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и 
говорения.

   
ГСЭ.Ф.08

 Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический 
проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические 
теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система
 и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и 
личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. 
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального 
статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как 
институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. 
Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. 
Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения.
 Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
 Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

   
ГСЭ.Ф.09

 Философия


Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные 
знания.


Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация 
бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, 
диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. 
Научные, философские и религиозные картины мира.


Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское 
общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический 
процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная 
концепции общественного развития.


Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, 
справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в 
различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные 
ценности и свобода совести.


Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика.
 Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной 
деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и 
вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы.
 Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.


Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и 
сценарии будущего.

   
ГСЭ.Ф.10

 Экономика


Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. 
Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической 
теории. Методы экономической теории.


Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная
 полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект 
замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной 
производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип 
максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. 
Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая 
конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. 
Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала.
 Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль 
государства.


Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП
 и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен.
 Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое 
равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. 
Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные 
расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их 
функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. 
Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические 
отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.


Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. 
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. 
Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование 
открытой экономики.

 
   
ГСЭ.Р.00

 Национально-региональный (вузовский) компонент

 225 


ГСЭ.В.00

 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

 225 

ЕН

 Общие математические и естественнонаучные дисциплины

 400 

ЕН.Ф.00

 Федеральный компонент

 320 

ЕН.Ф.01

 Математика и информатика


Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, 
математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное 
обеспечение профессиональной деятельности.

 100
 
ЕН.Ф.02

 Концепции современного естествознания


Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; 
панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и 
континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; 
структурные уровни организации материи; микро-, макро и мегамиры; пространство, в
ремя; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие;
 близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, 
дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы 

сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; 
химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история 
геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; 
литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная,
 геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности 
биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и 
развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и 
устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, 
творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: 
ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы 
универсального эволюционизма; путь к единой культуре.  

 120 

ЕН.Ф.03

 Аудиовизуальные технологии  обучения


Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. 
Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование.
 Психофизиологические  основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. 
Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция 
(статическая и динамическая);  звукозапись (аналоговая и  цифровая); телевидение и 
видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.


Аудиовизуальные  технологии  обучения. Интерактивные технологии обучения. 
 Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. 
Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий,  методика их применения. Банк 
аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Интернет в обучении и образовании.

 100 

ЕН.Р.00

 Национально-региональный (вузовский) компонент.

 80 

ОПД
 Общепрофессиональные дисциплины

 1600 

ОПД.Ф.00

 Федеральный компонент

 1280 

ОПД.Ф.01

 Психология


Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной
 психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек – индивид –
 личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного 
исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные 
факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные 
психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. 
Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный 
подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение:
 функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. 
Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. 
Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, 
закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, 
функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность,
 виды, характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. Мотивация
 и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, 
механизмы.


Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное 
исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная 
проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. 
Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. 
Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические 
принципы проведения исследований человека.


История психологии. Предмет и задачи истории психологии. Зарождение психологии как 
науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология,
 аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, 
психология. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, 
деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии.


Возрастная и педагогическая психология. Предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути 
образования. Особенности и парадигмы образовательного процесса. Проблема возраста и 
возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, 
факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. 
Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности. Особенности мотивов поведения, 
эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Младший школьный возраст. 
Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития 
личности младшего школьника. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы
 общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.
 Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное 
самоопределение. Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы 
смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.


Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и 
структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной 
деятельности и ее компонентов. Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная 
отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая 
готовность к обучению.


Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и 
смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль,
 нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.


Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Учитель 
как субъект педагогической деятельности.

 400 

ОПД.Ф.02

 Педагогика

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат 
педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование
 как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и 
государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими 
науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога.
 Научное исследование в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.


Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность 
характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс 
решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.


Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического 
менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные 
функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. 
Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая 
культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении 
образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.


История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного 
знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой 
культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в
 области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве 
Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической 
деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных 
учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и 
правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты 
международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных 
законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации 
педагогического образования в Российской Федерации.

 120 


ОПД.Ф.03

 Педагогика начального образования

Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов. Педагогика начального 
образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Личность 
младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Профессиональные 
знания и умения учителя начальной школы.


Теория обучения детей младшего школьного возраста. Противоречия процесса познания и их
 разрешение в учебной деятельности младших школьников. Зависимость обучения детей от 
закономерностей познания человеком окружающего мира. Конкретное и абстрактное, 
чувственное и рациональное, эмпирическое и творческое в познавательной деятельности 
детей младшего школьного возраста. Современные концепции и технологии педагогического 
процесса в начальной школе. Функции педагогического процесса в начальных классах. 
Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды 
образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция 
педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач 
и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция: содержание структурные
 компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной
 школы. Чувственный образ в интеллектуальном развитии младшего школьника. Функции 
наглядного образа в педагогическом процессе. Управление чувственным познанием детей в 
учебном процессе. Абстракции в учебной деятельности младших школьников. Формирование 
логических суждений, операций и приемов у детей. Содержание начального образования. 
Государственный образовательный стандарт начальной школы. Виды образовательных программ 
в начальных классах. Вариативность учебного плана, учебников и технологий 
образовательного процесса в начальной школе. Методы обучения. Метод как форма 
теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач 
образования, воспитания и развития младшего школьника. Многомерные классификации 
методов. Формы организации обучения в начальных классах: общеклассные, групповые, 
индивидуальные. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Образовательная, 
воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими 
школьниками. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.


Теория и методика воспитания младших школьников. Воспитание в структуре педагогического 
процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей  дошкольного и младшего 
школьного возраста. Регулятивная направленность методов воспитания. Свободная 
активность ребенка и проблемы ее ограничения. Воспитательная работа с коллективом 
детей. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. 
Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитательного процесса 
в начальных классах. Методы организации  воспитательного процесса в начальных классах. 
Эстетическое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Диагностика 
воспитательной деятельности в начальной школе. Методы и формы организации работы с 
родителями младших школьников. 


История воспитания и начального образования в России. Влияние на характер воспитания 
детей природных, исторических условий, религии. Народная педагогика. Воздействие на 
детей быта, общественного уклада жизни, обычаев, обрядов, традиций. Средства народной 
педагогики. Школа и педагогическая мысль в    Древней Руси. Школьное дело в XIII –XVII вв., различные типы начального обучения. Школа в XVIII в. Особенности домашнего 
воспитания в дворянских семьях. Воспитание крестьянских детей. Типы народных школ, 
книги для учителей и учащихся. Школа и педагогика в России конца XIX – начала XX в. 
Типы народных школ. Подготовка учителя для начальной школы. Выдающиеся деятели народной 
начальной школы.  Идеи свободного воспитания в начальном образовании.  Народное 
образование в России после 1917 г. Особенности содержания, методов и организационных форм обучения в начальной школе.   Введение всеобщего обязательного начального образования. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах 
известных педагогов. Особенности и концепции развития начального образования в конце XX
 века. Межнациональное общение в начальной школе, его формы и методы. Особенности 
этнопедагогики и их учет в воспитательной работе с младшими школьниками. 


Социализация личности ребенка в системе начального образования. Общее понятие о 
социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной 
активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими 
школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной,
 художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей 
младшего школьного возраста. 


Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного
 образования, воспитания и развития младших школьников. Психолого-педагогический 
практикум по моделированию и технологиям реализации образовательных, воспитательных и 
развивающих задач в учебном процессе начальной школы. 


Педагогические технологии начального образования Технологии педагогического 
взаимодействия учителя начальных классов и ученика; мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Современные педагогические технологии в 
начальной школе; современные концепции воспитания, обучения и развития младших 
школьников. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты  становления
 педагогического мастерства учителя начальных классов.

 380 

ОПД.Ф.04

 Основы специальной педагогики и психологии



Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология
 как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, 
закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории 
развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие 
аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения 
психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, 
искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности 
аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, 
тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой 
психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей 
дошкольного возраста с аномалиями развития.


Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории 
специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как 
целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения 
знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, 
принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и 
компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли 
специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

 92

 
 
ОПД.Ф.05

 Возрастная анатомия и физиология

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. 
Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения 
биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их 
влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие 
регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, 
висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии 
и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного 
аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические 
аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-
типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального 
развития ребенка. Готовность к обучению. 
 
 72 

ОПД.Ф.06

 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 


Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения 
здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры 
профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и 
факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных 
состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии 
эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая 
помощь при них.


Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы 
формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового 
образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных 
привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в 
формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность 
школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

 72
 

ОПД.Ф.07

 Безопасность жизнедеятельности


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 


Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в 
чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита 
населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных 
бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. 
Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная 
опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного 
поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. 
Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы 
их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению 
безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и 
учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.


Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская 
оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. 
Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и 
военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

 72

 
ОПД.Ф.08

 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном 
процессе


Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и
 задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. 
Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и 
информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные 
технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и 
коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных 
достижений учащихся.


Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических 
средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и 
коммуникационных технологии в учебном процессе.

 72

 
ОПД.Р.00

 Национально-региональный (вузовский) компонент

 160

 
ОПД.В.00

 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

 160

 
ДПП

 Дисциплины предметной подготовки

 4934

 
ДПП.Ф.00

 Федеральный компонент

 4534

 
ДПП.Ф.01

 Русский язык


Сущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление о системе языка. 
Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней. Язык и речь. Речь как 
деятельность.


Слово как единица лексического уровня языка. Лексическое и грамматическое значение 
слова. Многозначность слова. Явления омонимии, синонимии, антонимии и паронимии. 
Происхождение русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления 
русской лексики. Фразеология. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. 
Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация.
 Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. 
Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.


Основные понятия морфемики. Типы и разновидности морфем. Основные способы 
словообразования. Морфемный и словообразовательный виды анализа. Этимология.


Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Категориально-
семантические, морфологические и синтаксические характеристики частей речи. 


Основные синтаксические единицы. Смысловые отношения в синтаксисе. Способы выражения 
синтаксических значений. Понятие о словосочетании, классификация словосочетаний. 
Предложение как коммуникативная единица. Предикативность. Формальный, семантический и 
коммуникативный аспекты предложения. Классификация простых предложений. Понятие о 
сложном предложении. Классификация сложных предложений. Синтаксис текста. 
Коммуникативная структура и единицы текста.

 748

 
ДПП.Ф.02

 Практикум по русскому правописанию. 


Правила русского правописания как система. Разделы орфографии. Понятия орфограммы и 
пунктограммы, их опознавательные признаки. Принципы русской орфографии. Принципы 
русской пунктуации. Система упражнений по применению принципов орфографии и пунктуации.
 Орфографические словари и справочники.

 72

 
ДПП.Ф.03

 История отечественной литературы 


Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература 
XVIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. 
Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры 
(роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр. Русская литература ХХ века. 
Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в 
области художественной формы. Творчество крупнейших писателей, анализ основных 
произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и 
всемирной литературы. 

 160

 
ДПП.Ф.04

 Детская литература


Специфика детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского
 чтения. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Основные этапы 
истории отечественной и зарубежной детской литературы. Тенденции развития современной 
детской литературы. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с
 младшими школьниками.

 160

 
ДПП.Ф.05

 Теория литературы и практика читательской деятельности


Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы. Литературное 
произведение как целостная структура. Форма и содержание художественного произведения. 
Принципы анализа художественного произведения. Автор, герой и читатель в художественном
 произведении. Закономерности литературного процесса.


Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности. Понятие 
читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом. Теория формирования 
читательской самостоятельности младших школьников. Принципы организации читательской 
деятельности учащихся начальных классов.  Критерии отбора учебного материала для чтения
 и литературного образования детей младшего школьного возраста. Моделирование 
фрагментов организации читательской деятельности младших школьников.

 160

 
ДПП.Ф.06

 Математика


Множество - основное понятие курса математики. Математические утверждения и их 
структура. Бинарные отношения и их свойства. Отношения эквивалентности и разбиение 
множества на классы - основной подход к построению множества целых неотрицательных 
чисел. Аксиоматическое построение множества натуральных чисел. Теория чисел - основа
 вычислительных действий. Расширение множества целых неотрицательных чисел.
 Рациональные и действительные числа. Геометрическая интерпретация множества 
действительных чисел. Функции, уравнения, неравенства.


Величины и их измерение. Различные подходы к введению аддитивно-скалярных величин. 
Величины, изучаемые в начальной школе. Единицы измерения величин. Геометрические 
величины, изучаемые в начальной школе, их определение, свойства и признаки.

 700

 
ДПП.Ф.07

 Естествознание


Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография.


Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. 
Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли. 
Магнитосфера Земли. Гравитационное поле. Геологическая история Земли. Минералы. Горные 
породы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые своего региона. Глубинное строение 
Земли. Рельеф. Тектонические процессы. Литосфера. Атмосфера. Температурный режим.
 Климат. Погода. Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные
 зоны Земли. 


Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы  растений. Размножение  и 
воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика. Царство
 Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения. Низшие растения. Высшие растения. 
Характеристика основных отделов споровых и семенных растений. Развитие растительного 
мира на Земле. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений. 


Зоология как раздел биологии. Основные принципы     зоологической систематики. 
Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви. 
Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые (первичноводные - хрящевые рыбы,
 костные рыбы, амфибии; первичноназемные - рептилии, птицы, млекопитающие). Экология 
животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование. 
Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных.
 Эволюционное развитие животных. Охрана и рациональное использование животных.

 320

 
ДПП.Ф.08

 Методика обучения русскому языку и литературе


Теоретические основы методики обучения русскому языку. Предмет методики, ее задачи,
 методы исследования, методы и принципы обучения родному языку. Основные вехи развития 
методики русского (родного) языка в России (ХVIII – ХХ вв.). Стратегия и тактика 
современного обучения русскому языку.


Методика обучения грамоте. Научные основы методики обучения грамоте; механизмы чтения и
 письма. Навыки первоначального чтения и письма. Методы обучения грамоте; современный 
звуковой аналитико-синтетический метод. Научные основы обучения каллиграфии, графике,
 элементам письменной речи. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.


Методика языкового образования и речевого развития. Изучение языковой теории как 
средства развития речи детей младшего школьного возраста. Научные основы и методы 
изучения отдельных разделов  языковой теории: фонетики, лексики, словообразования, 
грамматики. Формирование языковых понятий. Урок введения языкового понятия. 



Методика правописания и культуры письма. Научные основы и методика формирования 
орфографического навыка. Система упражнений по формированию орфографического навыка.
  Правила оформления письменной работы. Система работы над орфографическими ошибками. 
Урок работы над орфографическим правилом.


Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Научные основы 
совершенствования речевой деятельности учащихся. Методика работы по развитию речи на 
разных уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне создания устного 
связного высказывания и письменного текста. Культура речи и основы риторики. Методика 
работы над речевыми ошибками учащихся. 


Методика литературного чтения и  работы с детской книгой. Литературное образование и 
литературное развитие младших школьников. Формирование навыка чтения (правильности, 
беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской 
деятельности учащихся. Научные основы методики работы над художественными 
произведениями разных родов, видов,  жанров. Работа над научно-познавательным текстом.
 Урок литературного чтения.


Книга как особый вид учебного материала. Закономерности формирования читательской 
самостоятельности младших школьников. Варианты работы с детской книгой в современных 
системах литературного чтения. Уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с 
книгой.


Формы и методы внеурочной работы по русскому языку. 

 500

 
ДПП.Ф.09

 Методика преподавания математики

Методика преподавания математики как учебный предмет. 


Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его
 изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе. Развитие учащихся 
начальной школы в процессе изучения математики. Формирование вычислительных навыков. 
Методика обучения решению задач. Методика изучения алгебраического и геометрического 
материала. Методика работы над величинами. Анализ альтернативных программ и учебников 
по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса 
математики.

 320

 
ДПП.Ф.10

 Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 


Развитие методики преподавания естествознания в России. Материальное оснащение 
курса «Естествознание». Формы и методы преподавания естествознания. Уроки 
природоведения. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению 
для начальных классов. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир».
 Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

 180

 
ДПП.Ф.11
 Методика преподавания технологии с практикумом

История развития трудового обучения в начальной школе. Анализ авторских программ по 
трудовому обучению младших школьников. Оснащение курса технологии в начальной школе. 
Методика преподавания технологии в начальной школе. Уроки технологии. Место трудового 
обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

 220

 
ДПП.Ф.12

 Методика  преподавания изобразительного искусства с практикумом

История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть 
эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество.
 Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного
 возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их 
творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в 
процессе обучения детей изобразительному искусству. 

 244

 
ДПП.Ф.13


 
 Теория и методика музыкального воспитания


История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального 
воспитания. Урок музыкального искусства, его виды. Методика преподавания музыкального 
искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального
 образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших 
школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой 
работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального 
воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной 
школе.


 
 250

 
ДПП.ДС

 Дисциплины специализации

 500

 
ДПП.Р.00

 Национально-региональный (вузовский) компонент

 200

 
ДПП.В.00
 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

 200

 
ФТД.00

 Факультативы

 450

 
ФТД.01

 Военная подготовка

 450

 
 
 Итого

 8884

 

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200
 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя начальных 
классов при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:


 

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, 
в том числе лабораторные

  

156 недель

 
экзаменационные сессии
 27 недель


 
практика


учебная


педагогическая

 20 недель

4 недели


16 недель

 
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной 
квалификационной (дипломной) работы

  

 

8 недель

 
каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

  

38 недель

 
резерв времени


 11 недель
 

 

Высшее учебное заведение имеет право самостоятельно распределять резерв времени (на 
теоретическое обучение, практики и т.д.).


 

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной 
образовательной программы подготовки учителя начальных классов по очно-заочной 
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм 
обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, 
установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.


 

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, 
включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.


 

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в 
среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем 
не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.


 

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
 менее 10 часов в неделю.


 

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с 
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
 

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в 
том числе не менее двух недель в зимний период.


 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ


 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки учителя 
начальных классов


 

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную 
образовательную программу вуза для подготовки учителя начальных классов на основе 
настоящего Государственного образовательного стандарта.


Программы  учебных дисциплин вуза, прежде всего гуманитарных и социально-экономических,
 должны  способствовать формированию у студентов правового самосознания, 
инициативности, самостоятельности, способности  к успешной социализации в обществе, 
профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств.


Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, 
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными 
для изучения студентами.


Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и 
выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.


По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения,
 должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, 
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и 
предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в 
различных областях деятельности по профилю данной специальности.


Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления 
предметной подготовки.


 

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет 
право:


изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
 пределах 5%;


формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен 
включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном 
образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный 
язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 
часов), «Отечественная история», «Философия» (остальные базовые дисциплины могут 
реализовываться по усмотрению вуза; при этом возможно их объединение в 
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания; если 
дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные 
на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла; занятия по 
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и 
экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов);


осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме 
авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных 
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и 
учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также 
научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное
 освещение тематики дисциплин цикла;


устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в 
циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных 
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;


устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального 
образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму
 контроля за их освоением студентами;


реализовывать основную образовательную программу подготовки учителя начальных классов в
 сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее профессиональное образование 
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков 
обусловлено наличием у студентов знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем 
этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна 
составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, 
уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.


 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебно-воспитательного процесса


Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста 
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
 образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически 
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели 
специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности 
в соответствующей профессиональной сфере. УМО на основании реальных данных может 
указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.


 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса


 Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста
 должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных,
 по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной 
программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем 
видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также
 наглядными пособиями, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами.


 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса


 Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки
 дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой,
 соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение 
всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки в
 научно-исследовательской работе студентов, предусмотренных примерным учебным планом.


 

6.5. Требования к содержанию и организации практик


Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов 
по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. 


Виды практики:


I. Педагогическая практика


Педагогическая практика имеет целью сформировать у студентов профессиональные 
педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с
 детьми младшего школьного возраста. 


Цели и задачи практики:


-        углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в 
учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;


-        выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и 
коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране 
здоровья школьников;


-        подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по всем 
предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих 
познавательную деятельность детей;


-        подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы 
продленного дня;


-        отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями 
учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс; 


-        овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

-        анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.


Педагогическая практика проводится на базе начальной школы в учреждениях среднего 
общего образования.


По решению вуза самостоятельным этапом педагогической практики может являться летняя 
практика в городских и загородных лагерях и на базах отдыха школьников.


II. Учебная практика.


Учебная (полевая) практика студентов направлена на отработку знаний и умений, 
полученных в процессе естественнонаучной подготовки учителя начальных классов. 


Цели и задачи практики:


-        углубление  и закрепление теоретических знаний по основам землеведения,
 краеведения, ботаники, зоологии, экологии;


-        знакомство с объектами растительного и животного мира своей местности;


-        освоение методов изучения растительных и живых организмов в единстве с условиями их жизни;


-        фенологические наблюдения за животными и растениями;


-        выработка навыков собирания и оформления гербария и простейших коллекций;


-        подготовка к самостоятельному проведению экскурсий на природу.


Содержание всех видов практики, особенности их проведения, форма отчетности
 определяются программами практики, которые разрабатываются вузом на основе примерных 
 программ практик, рекомендуемых УМО по специальностям педагогического образования.


 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 ПЕДАГОГИКА И 
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


7.1. Требования к профессиональной подготовке специалиста 


Выпускник должен знать: 


Конституцию Российской Федерации; Конвенцию о правах ребёнка, законы Российской 
Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской 
Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;


основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения 
типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы 
развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства 
обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных 
кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники 
безопасности и противопожарной защиты; 


государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на 
котором ведется преподавание.


Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, 
соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного 
образовательного стандарта.



Типовые задачи профессиональной деятельности.


Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя начальных классов 

в области учебно-воспитательной деятельности:


осуществление процесса обучения предметам в соответствии с образовательной программой;


планирование и проведение учебных занятий по предметам с учетом специфики тем и 
разделов программы и в соответствии с учебным планом;


использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения
 предметам, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных 
технологий;


применение современных средств оценивания результатов обучения;


воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и 
патриотических убеждений;


реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с 
целью создания мотивации к обучению;


работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;


в области социально-педагогической деятельности:


оказание помощи в социализации учащихся;


установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;


в области культурно-просветительной деятельности:


формирование общей культуры учащихся,


в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;


самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;


в области организационно-управленческой деятельности:


рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья 
школьников;



обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;


организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; 


ведение школьной и классной документации;
выполнение функций классного руководителя;


участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом. 


 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста


 

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации


Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной 
квалификационной работы и государственный экзамен.


Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и 
теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, 
установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению 
образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта. 


Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации 
выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего 
профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


 

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста


Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения
 исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, 
относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. 
Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин 
общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к
 объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением
 на основании ГОС ВПО по специальности 031200 Педагогика и методика начального 
образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших 
учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и 
Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников
 высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных 
УМО по специальностям педагогического образования.


Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.


Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет 
не менее восьми недель.

 

7.2.3. Требования к государственному экзамену специалиста


Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для 
определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению 
профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен может 
проводиться по отдельным дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и 
предметных дисциплин, или в форме итогового междисциплинарного экзамена. Программа и 
порядок проведения государственного экзамена определяются вузом на основании ГОС ВПО по
 специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, Положения об 
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного 
Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению 
итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по 
специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по 
специальностям педагогического образования.


 



СОСТАВИТЕЛИ:


 

 

Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования.


 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен 
на заседании Учебно-методического совета по педагогике и методике начального 
образования 2 декабря 1999г., протокол № 4, корректировки утверждены Учебно-
методической комиссией по педагогике и методике начального образования.


 

Председатель Совета УМО


по специальностям педагогического 
образования                                            В.Л. Матросов


 

 


СОГЛАСОВАНО:

 

Директор Департамента государственной 



политики в образовании  
                                                                                       И.И.Калина


 
На главную стр.


Сайт управляется системой uCoz